Межнац. отношения в Турции (Рос. консульство, г. Трабзон)

What is Hamshen? Why this forum exists?
Что такое Амшен? Для чего существует форум?
Hamshen''e inch pona? As forume inchi homar a? Vum deia?
Ի՞նչ է Համշենը: Ինչո՞ւ է ստեղծվել այս ֆորումը։

Межнац. отношения в Турции (Рос. консульство, г. Трабзон)

Postby avetik » 21 Feb 2007, 19:47

Межнациональные отношения в Турции

Обзор генерального консульства России в Трабзоне (2002)

Диппредставительства. В мае 1991г. в Трабзоне открыто Ген. консульство СССР (с мая 1992г. – России). Наряду с Ген. консульством России в Трабзоне действуют Ген. консульства Ирана и Грузии, а также почетное консульство Панамы. В ближайшее время возможно открытие Генконсульства Азербайджана.

В консульский округ входят: вилайет Ардаган. 136,4 тыс. чел. (2000), вилайет Артвин. 191,6 тыс. чел., вилайет Байбурт. 112,8 тыс. чел. вилайет Гиресун. 536 тыс. чел. вилайет Гюмюшхане. 231 тыс. чел. вилайет Карс. 325,1 тыс. чел. вилайет Ризе 367,3 тыс. чел. вилайет Ыгдыр. 182,4 тыс. чел вилайет Эрзинджан. 344,4 тыс. чел. вилайет Эрзурум. 915 тыс. чел.

Этнические группы

Турция всегда крайне неохотно признавала наличие нац. меньшинств на своей территории. Опираясь на ст. 66 Конституции, которая гласит, что “каждый, кто связан узами гражданства с турецким государством – турок”, долгие годы проводилась политика ассимиляции и насильственного “отуречивания”. С 1970 г. проводимые в стране переписи населения перестали включать данные о нац. составе турецкого общества. Публикуемые сведения позволяют лишь приблизительно установить численность нац. меньшинств и этнических групп. Долгие годы эта проблема замалчивалась, но теперь, когда Турция стремится стать полноправным членом европейского сообщества, ей придется решать комплекс вопросов, связанных с этой проблематикой. Прежде всего это отмена запретов, связанных с обучением в школах на языках нацменьшинств и реализация права каждого жителя страны смотреть и слушать программы на своем родном языке. Сложилось мнение, что проблема нац. меньшинств и этнических групп в Турции увязывается, в основном, с курдами. Это не вполне верный подход. Кроме курдов, в стране проживают другие представители нац. меньшинств: арабы, греки, албанцы, черкесы, армяне, лазы и др. По некоторым данным, нац. меньшинства составляют до 18-20% населения страны, однако, и эти данные имеют относительный характер. Вилайеты консульского округа в этом плане не исключение. В них также проживают разные этнические группы, но все данные о них весьма приблизительны.

Лазы. Во многих современных изданиях “лазами” обычно называют всех турок-выходцев из районов турецкого побережья Черного моря. Это ошибочное мнение. На самом деле лазы - это потомки одного из автохтонных племен, издревле населявших причерноморские регионы современных Турции и Грузии. Лазский (иногда в литературе употребляют термин “чанский”) язык относится к иберийско-кавказским языкам картвельской группы и близок к мегрельскому. В начале XIIIв. лазы входили в состав греко-лазской Трапезундской империи, которая некоторое время была достаточно сильным государством. После падения Трапезундского царства во II пол. XV в. и завоевания его турками начался процесс исламизации лазов. Не желающие принять ислам бежали в соседние христианские государства, главным образом, в соседнюю Грузию и Россию. После создания Турецкой Республики давление на лазов усилилось, что привело к их частичной ассимиляции. По некоторым подсчетам, в вилайетах консульского округа сейчас проживает 300 тысяч лазов, в основном, в вилайетах Артвин и Ризе. Практически все они мусульмане суннитского толка. Лазским языком владеет 40% из их числа, и используют они его исключительно в бытовом общении. Тем не менее, причерноморские турки тоже восприняли некоторые элементы лазской культуры. Прежде всего элементы одежды, напоминающей костюмы жителей Закавказья, искусство игры на маленькой скрипке “кеменче”, танцы, приготовление различных блюд из рыбы хамей – традиционного блюда черноморской кухни. Значит. количество лазов проживает в странах Зап. Европы (особенно, в Германии и Швеции), где они имеют собственные периодические издания. Последнее время в вилайеты стали попадать журналы на лазском и турецком языках, например журналы “Лазика”, “Огни”, печатающиеся в Швеции, и с недавних пор имеющие представителей в Стамбуле.

Мегрелы и аджарцы являются ближайшими родственниками лазов и грузин. Они также говорят на иберийско-кавказских языках картвельской группы. В 30 гг. XX в. эти этносы подверглись сильной ассимиляции и отуречиванию. Основная масса мегрельских и аджарских деревень и поселков была переименована на турецкий лад, а все их обитатели были паспортизированы на турецкие имена и фамилии. Если к началу XX в. еще значит. часть турецких мегрелов исповедовала христианство, а некоторые и языческие верования, то к настоящему времени практически все они мусульмане суннитского толка. Тем не менее, среди местных мегрелов до сих пор распространен культ почитания камней, воды и огня, как остатки языческих верований. Вследствие браков, заключаемых, в основном, в пределах своей группы, турецкие мегрелы и аджарцы антропологически отличаются от турок, сохраняя этнические особенности также в одежде и кулинарии. Поддерживается и знание родного языка, но только в быту. В последние годы в вилайетах стал распространяться журнал “Чвенебури”, печатающий статьи на грузинском, мегрельском и турецком языках, посвященный вопросам культуры и истории народности. Журнал издается на средства грузино-мегрельской диаспоры в Швеции и Германии и имеет представительство в Стамбуле. На сегодняшний день численность мегрелов и аджарцев, проживающих в вилайетах Артвин, Карс и Ризе, оценивается в 350 тыс.чел..

Армяне. Армянские общины проживают, в основном, в вилайетах Артвин, Карс и Ыгдыр. Это наиболее закрытые общины, учитывая исторически сложное взаимное отношение турецкого населения и армян, которое еще больше осложнилось в последнее время из-за вопроса о “признании геноцида армянского народа”. Местный вариант армянского языка значительно отличается от языка современной Армении. Он более архаичен и вобрал в себя множество турецких идиом. На нем разговаривают исключительно в быту и, как правило, в отсутствие посторонних. Браки заключаются тоже в пределах своей группы либо с этнически близкими хемшинами. Но в последнее время участились браки и с турками. Причерноморские армяне не поддерживают тесных отношений со стамбульской общиной. В отличие от своих зап. соплеменников, практически все они мусульмане суннитского толка, кроме немногочисленных армян Карса, исповедующих армянский вариант христианства. На сегодняшний день численность армянской общины в вилайетах консульского округа составляет 25-30 тыс. чел.

Хемшины. Одна из наименее изученных этнических групп. В страноведческой литературе их часто полагают ближайшими этническими родственниками лазов, что совершенно неверно. Хемшины этнически связаны с армянской народностью и до сих пор говорят на языке, восходящем к западноармянским диалектам. По некоторым данным, они являются потомками автохтонного населения Армянского нагорья. На территорию современного турецкого Причерноморья хемшины в силу разных причин мигрировали в конце XVII -начале XVIII вв. и постепенно стали переходить в мусульманство. К началу XX в. хемшин-христиан практически не осталось. В настоящее время хемшины исповедуют исключительно ислам и проживают в вилайетах Ризе и Артвин. Несмотря на то, что подавляющее число молодых хемшинов с трудом изъясняется на языке своих предков, они до сих сохранили своеобразное произношение и не упускают случая подчеркнуть свое происхождение. По праздничным дням женщины-хемшинки до сих пор надевают оригинальные наряды, не встречающиеся у других местных этнических групп. По приблизительным подсчетам, сейчас проживает 30-35 тыс. хемшинов.

Греки являются одним из древних народов, издавна заселявших регионы Причерноморья, их еще называют понтийскими греками. Они создали своеобразную культуру, отличную от культуры метрополии. Возведенные ими монастыри (Сумела, Вазелон, Куштул), трабзонские православные храмы, позже переоборудованные в мечети, до сих пор вызывают восхищение современников. После падения Трапезундской империи и установления турецкого господства в Причерноморье понтийские греки сумели сохранить свою веру, однако, значит. их часть перешла в ислам. В 1923 г., после заключения Лозаннского соглашения об обмене населением, северное Причерноморье покинуло свыше 300 тыс. греков, в основном, христианского вероисповедания. Остались преимущественно греки-мусульмане, чьи потомки проживают здесь до сих пор. Несмотря на то, что они восприняли многие элементы турецкой культуры, им удалось сохранить свой язык, который они активно используют в бытовом общении. Многие из них поддерживают активные связи со своими родственниками в Греции и Грузии. Браки также стараются заключать в пределах своей общности. В настоящее время греки-понтийцы проживают преимущественно в вилайете Трабзон (округа Тонья, Мачка, Оф и Чайкара), и незначит. количество живет в вилайете Гиресун. Приблизительная их численность – 35 тыс. чел.

Курды – один из самых древних народов. Курдский язык относится к зап. группе иранских языков, он делится на ряд диалектов и наречий, некоторые из них еще недостаточно изучены. Ввиду того, что курдам не удалось создать своего государства, и как следствие этого вековая разобщенность, а также длительный контакт с арабами, персами, турками, армянами и другими народами Ближнего и Среднего Востока оставили значит. след в их языке и культуре. Доказано, что происхождение курдов имеет два аспекта : иранский и кавказский. Так этноним “курд” перекликается с самоназванием древних грузин Вост. Грузии – “карты”. Персидское, а потом и турецкое название грузин “гу(ю)рдж” также похоже на этноним “курд”.
На сегодняшний день в вилайетах консульского округа, по разным оценкам, проживает приблизительно 200-250 тыс. курдов. В основном, это этносы, говорящие на диалекте “курманджи”. В отличие от единоплеменников на юго-востоке Турции, в вилайетах консульского округа (за исключением вилайета Карс) отсутствуют компактные поселения курдов. Тем не менее, несмотря на то, что они растворены среди турецкого населения, курды сохраняют свой язык, культуру и традиции. Многие из них регулярно смотрят передачи курдского телевидения “МЕД-ТВ”, транслирующиеся по спутниковым каналам из Бельгии и Швеции, до сих пор запрещенных офиц. Анкарой. Подавляющая часть местных курдов исповедует суннитский вариант ислама, однако сохранились и семьи (особенно, в вилайете Ыгдыр), придерживающиеся шиитского направления. В Карсе до сих пор проживают курды-йезиды, исповедующие сложный синкретический культ еще языческих верований, восходящих к зороастризму.

Можно сделать вывод, что к настоящему времени в вилайетах консульского округа сохранились этнические нетурецкие группы. В отличие от нац. меньшинств, проживающих в других вилайетах Турции, здесь они размещены менее компактно и в силу разных причин оказались более подвержены процессам ассимиляции с турецким населением. Этому способствовало и то обстоятельство, что практически все члены этнических групп, за малым исключением, исповедуют суннитский вариант ислама. Кроме того, сыграла свою роль и жесткая политика центр. правительства направленная на “отуречивание” вилайетов страны в целом, и ее северо-вост. вилайетов, в частности. Так, до недавнего времени общение в публичных местах на нац. языках расценивалось чуть ли не как призыв к сепаратизму. Подозрительное отношение к другим языкам нац. меньшинств сохраняется и сегодня. Как представляется, процесс слияния этнических групп с турецким населением будет продолжаться и далее. Молодое поколение, как правило, уже слабо владеет родными языками, предпочитая пользоваться турецким даже в быту. Попытки организованного изучения языков нацменьшинств пока носят еще искусственный характер и финансируются в основном зарубежными диаспорами. Кроме того, эти попытки наталкиваются на постоянное сопротивление местных властей, опасающихся проявления сепаратизма в любом его качестве.

Что касается так называемой “курдской проблемы”, то на северо-востоке Турции, в виду малочисленности курдского населения и некомпактности его проживания, эта проблематика на данный момент не несет такого актуального характера, как на юге-востоке страны. Но даже если турецкое правительство возьмет курс на либерализацию в нац. вопросе, то в этих вилайетах проблематика этнических нетурецких групп вряд ли снова сможет выйти на повестку дня.

В публикациях, посвященных исследованиям турецкого нац. менталитета, как правило, за основу берутся уклад жизни и традиции жителей зап. и центр., т.е. наиболее развитых вилайетов Турции. При этом жители юго-вост. и северо-вост. вилайетов страны как бы выпадают из поля изучения. Тем не менее, им в полной мере присущи все черты, приписываемые общенац. менталитету турок. Одновременно представители северного Причерноморья обладают и значит. ментальными особенностями, заметно отличающими их от жителей зап. вилайетов. Интересно, что сами турки полупрезрительно называют “лазами” всех выходцев из Причерноморья (в турецком варианте “караденизли”).
В определенной степени, на такого рода оценки, как представляется, оказало влияние то, что эти регионы в значит. степени заселены выходцами из Грузии и Армении. “Караденизли” непременные герои турецких анекдотов, их традиционно считают недотепами, постоянно попадающими в различные курьезные ситуации. Имена героя местного фольклора Темеля и его супруги Федиме стали в турецком языке нарицательными и зачастую носят оскорбительный характер.

Известно, что на менталитет нации влияют такие важные факторы, как культурно-религиозные традиции, географическое расположение и история развития страны. Эти же факторы формируют и ментальность жителей региональных областей. Значит. удаленность региона от Центра, слабость транспортных коммуникаций, однородность населения в религиозном аспекте и ряд других причин привели к тому, что за жителями Причерноморья прочно закрепилась слава одних из наиболее консервативных жителей Турции. Жесткие религиозно-соц. установки ислама привели к выработке соответствующих привычек, переросших в традиции, которые передаются из поколения в поколение и откладываются в сознании турок в виде норм поведения. Если в таких городах, как Измир, Стамбул, Анкара, многие предписания ислама исполняются чисто формально, то в Причерноморье им до сих пор придается исключительно важное значение. Строго соблюдается мусульманский пост-рамазан и посещение мечетей по пятничным молитвам.

Говоря об особенностях группового поведения, стоит отметить высокую степень корпоративности уроженцев Причерноморья. В ряде стран Зап. Европы и во всех крупных городах Турции существуют общества, призванные объединить исключительно выходцев из причерноморских вилайетов, т.н. “Караденизлилер дернеклери”. При этом совсем необязательно, чтобы эти города находились далеко от Причерноморья. В Трабзоне, например, даже существует “Общество уроженцев поселка Тонья”, который находится всего в 20 км от Трабзона. А в вилайете Гиресун, до которого от Трабзона всего 70 км., существует “Общество трабзонцев в Гиресуне”. Как правило, причерноморцы (причем достаточно высокого ранга) слабо осведомлены о внешнем мире, их суждения могут отличаться субъективизмом и эгоцентризмом. Что касается России, то представления о ней ограничиваются сведениями о Сочи, Краснодаре, Москве и “холодной Сибири”. Вместе с тем можно встретить пожилых людей, которые на склоне лет держат магазинчики, а ранее работали на судах или занимались другим бизнесом и неоднократно бывали в России. Уровень образованности основной массы жителей Причерноморья значительно ниже, чем в зап. вилайетах, крайне мало людей владеет иностр. языками. Вместе с тем и в глубинке, в зависимости от уровня жизни, можно встретить “тарелки” спутникового телевидения. Важной, хотя и тщательно скрываемой чертой группового поведения является неприятие чужаков, в частности, из зап. вилайетов. Особенно это касается гос. чиновников-назначенцев Центра. В приватных беседах черноморцы сетуют на то, что приезжее руководство не понимает специфики региона, а потому не пользуется уважением. Но это сугубо на частном уровне. В офиц. же беседах с иностр. представителями чиновники постоянно ссылаются на необходимость согласования всех своих действий исключительно с анкарским Центром. На местах (руководство портов, мелких предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию фабрик, владельцы магазинов, закусочных) встречаются местные жители, которые, практически, посвятили свою жизнь конкретному делу. Распространен и семейный подряд. Во время переговоров причерноморцы, как правило, весьма доброжелательны к собеседнику. Тем не менее, они не всегда умеют выслушивать его до конца и часто перебивают собеседника, вместе с тем, это не свидетельствует о неуважении к последнему. Их легко можно зажечь какой-либо идеей или проектом, которые быстро забываются, если не приносят сиюминутных выгод. Достаточно упрямы, неохотно меняют свою точку зрения даже под напором очевидных фактов. Абсолютное большинство вопросов решается на уровне семейных связей.

Правовая культура тоже находится на невысоком уровне, многие вопросы пытаются разрешить что называется “нахрапом”. Заслуживает внимания и тот факт, что при проведении офиц. встреч и приемов даже на высоком уровне региональная элита, как правило, мало знакома с требованиями протокола и зачастую не отличается пунктуальностью. Стоит отметить, что даже дружеские беседы ведутся на повышенных тонах, и человеку, не знакомому с местной спецификой, может показаться, что идет перебранка. Черноморцы действительно крайне эмоциональны даже для турок, чей взрывной темперамент никак не назовешь спокойным. Тем не менее, криминальная статистика свидетельствует, что эти регионы считаются одними из самых благополучных, 95% тяжких преступлений происходит исключительно на бытовой почве во время семейных ссор и неурядиц.

Что касается обыденно-житейских черт, то здесь различия с зап. и центр. регионами Турции еще более разительны, особенно в сельской местности. Даже в городах основная часть женщин (особенно старшего поколения) ходят в закрывающих голову платках, в сельской местности это является основной нормой одежды женщины. До сих пор традиционный причерноморский дом разделен на мужскую и женскую половины. Женщины никогда не садятся за один стол с мужчинами и принимают подруг и родственниц дома на своей половине. Юноши общаются в своих компаниях, девушки – в своих. В брак вступают несколько раньше, чем в зап. вилайетах страны, что послужило появлению публикаций в местной прессе, призывающих молодых людей не спешить вступать в брак, не достигнув материальной и моральной самостоятельности. Повсеместно сохраняется обычай выплаты выкупа за невесту. Размер выкупа может быть разный и зависит от состояния родителей жениха и невесты, их соц. положения. Местные семьи, как правило, более многочисленные, чем на западе страны. Нормальной считается семья, имеющая 5-7 детей. В деревнях нередки случаи многоженства, такие браки заключаются только в мечети и, разумеется, не регистрируются в гос. органах. Особенно в сложное положение могут попасть женщины из России, вышедшие замуж за турок. Порой их не принимают в семьи, а удел местной женщины их уже не удовлетворяет.

Причерноморцы не отличаются особым гостеприимством. Но если уж гость пришел, то его обязательно напоят местным чаем, завариваемым особым способом. Причерноморский вариант турецкого языка в городах мало отличается от стамбульского диалекта, но в сельской местности эти различия весьма существенны, особенно в фонетике. Много своеобразного имеется в интерьере жилищ, одежде и пище. Преобладающий тип застройки – плоскокровельные дома с просторными лоджиями. Современные дома удобны и красивы, вместе с тем в городах преобладают районы с лабиринтами узких улиц, переулков, тупиков, сплошными стенами глинобитных заборов, старинными базарами с многочисленными рядами ремесленных мастерских и лавок.

Причерноморская кухня довольно скудна и лишена того многообразия, которыми славятся соседние грузинская и армянская. Основными продуктами питания большинства населения является хлеб, рис, овощи и брынза. Несмотря на близость к морю, блюда из рыбы, в силу дороговизны последней, не получили широкого распространения. Исключение носит потребление небольшой рыбы “хамей”, но и она уже нечастый гость на столе местных жителей. Практически отсутствует культура потребления виноградных вин, которым предпочитают турецкую анисовую водку “ракы”.

Знание регионально-психологических особенностей жителей северного Причерноморья, основных черт их характера, их группового поведения может помочь лучше понять специфику региона, корректировать поведение среди представителей того региона в ходе общения с ними на различных совместных мероприятиях, встречах, беседах, повысить отдачу информ. деятельности и протокольных мероприятий с участием рос. граждан.
User avatar
avetik
 
Posts: 556
Joined: 20 Jan 2007, 09:12

Нац. диаспоры выходцев из стран СНГ (журнал "Полпред&qu

Postby avetik » 21 Feb 2007, 19:48

Нац. диаспоры выходцев из стран СНГ
(по материалам журнала «Полпред»)

В момент образования Турецкой Республики численность ее населения была оценочно определена в 12,5 млн.чел. В 1927 г. проведена первая перепись, в соответствии с которой численность населения страны составила 13,6 млн.чел., в наст. вр. в Турции проживает 62 млн.чел.

Турция является многонац. страной, однако с 1970 г. переписи населения не публикуют данных о нац. составе. Публиковавшиеся ранее сведения о языковой принадлежности и вероисповедании граждан позволяли лишь приблизительно установить численность нац. меньшинств и этнических групп, т.к. турецкие власти игнорируют их наличие и регистрируют всех как турок.

В соответствии со ст.66 конституции турками считаются все, “кто связан узами гражданства с турецким государством”. Дети, родившиеся от отца-турка или матери-турчанки, считаются турками. Исключение делается только для греков, армян и евреев, которые официально признаны нац. меньшинствами в соответствии с решениями Лозаннской мирной конференции 1923 г.
Руководство Турции тщательно следит за сохранением единства турецкой нации, стараясь не давать офиц. повода для нац. розни и решительно пресекает любые попытки проявления нац. обособленности, от кого бы они не исходили. Отсутствуют какие-либо формальные ограничения на использование представителей различных национальностей в гос. аппарате, выборных и судебных органах, в ВС, так как все они числятся турками. Согласно конституции, “каждый турок имеет право поступать на гос. службу” (ст. 70); “каждый турок, которому исполнилось 30 лет, может быть избран депутатом” (ст. 76) и т.д.
Вместе с тем турецким руководством принимаются меры по ограничению развития самостоятельности этнических групп и нацменьшинств. Так, ст. 42 конституции гласит, что “никакой язык, кроме турецкого, не может изучаться и преподаваться в учебных заведениях в качестве родного языка”, ст. 26 – “при заявлении или публикации своих взглядов нельзя пользоваться каким-либо запрещенным законом языком” и др.

Однако, учитывая потребности представителей нацменьшинств в общении, сохранении своей культуры и обычаев, турецкое правительство разрешило некоторым создавать нац. общества, строго ограничив их деятельность и определив, в частности, что эти общества “не могут преследовать полит. цели, заниматься полит. деятельностью, получать поддержку от полит. партий и поддерживать их” (ст. 33).

Основными этническим группами населения Турции являются беженцы и переселенцы с территории Рос. империи и бывшего СССР.

Армяне. Общепринятое название: армяне. Название, используемое самой этнической группой: хаи. Численность: 70-80 тыс.чел. (православные), 7-10 тыс.чел. (католики) и 1 тыс.чел. протестантов.
Расселение: большинство армян проживают в вилайете Стамбул. Руководство общины располагается в р-не Кумкапы. В 1978 г. представительства общины были открыты в г.г. Кайсери, Диярбакыр и Искендерун. Несколько позже община в Кайсери распалась. Наибольшее количество деревень компактного проживания армян отмечается в р-нах населенных пунктов Самандагы (вилайет Хатай) – 7 и Мутки (Битлис) – 4. Несколько деревень имеется в р-не Аздавай (Кастамону). Все деревни в вилайетах Бингёль и Элязыг находятся на особом регистрационном учете. Наибольшее количество армян, говорящих на родном языке, проживают в Стамбуле (29479 чел.). Далее по убывающей: Касетамону (849), Болу (488), Хатай (376), Синоп (288), Сивас (217), Амасья (216). Малатья (148), Диярбакыр (132), Йозгат (188). Проживавшие в окрестностях Тунджели т.н. старые армянские общины стали алевитскими. Приняли мусульманство также армяне, проживающие в вилайетах Эрзурум, Карс и Сиирт. Вместе с тем, 600 православных армян в вилайете Сиирт в 1983 г. образовали деревню, где и в наст. вр. проживают компактно. В столице Турции Анкаре и ее окрестностях существует григорианская община, которая насчитывает свыше 1000 чел.
Язык: армянский, Религия: христианство, подразделяющееся на три церкви: армянская апостольская церковь (грегорианские христиане), римская католическая церковь; протестантская церковь.
Этногенез: считается, что родом, давшим начало армянам, являются Хаики, проживавшие свыше 2000 лет в р-не современного Кавказа и около 1000 лет на территории Анатолии. Борьба, которую длительное время вели хаикские племена против соседей, дала толчок росту нац. самосознания и возможность заложить основы объединенной армянской нации и автономной самостоятельности в рамках Османской империи. До формирования нац. идеи Турции (XIX в.) армяне рассматривались османским государством в качестве лояльной нации, которая верно ему служила, К тому времени в Ср. и Вост. Анатолии изжили себя старые формы ведения земледелия, а Стамбул, европеизируясь, стал превращаться в центр торговли. Армяне, в основном не встречая препятствий, начали интегрироваться в общий процесс торговли на западе Османской империи. Вместе с тем, турки, которые составляли здесь подавляющее большинство, рассматривали армян как иностранцев. Связь армян со своей диаспорой на западе Анатолии продолжалась. Враждебная позиция диаспоры (особенно в республиканский период) породила у турок сомнение в отношении армянской общины. Время от времени автономия армян урезалась. Начиная со второй половины нынешнего столетия армянская община в Турции все беды и трагедию геноцида стала рассматривать как событие прошедшей давности. В настоящее время община выступает за мир и согласие с мусульманским населением Турции.

Хемшинеры. Общепринятое название: хемшинеры. Название, используемое самой этнической группой: на востоке хомсетси, на западе – хемшинеры. Численность: около 45 тыс.чел., из которых 25 тыс. говорит на армянском языке, а порядка 15-20 тыс. – на турецком.
Расселение: первая группа компактного проживания, так называемая “западная”, обосновалась в р-нах Хемшин и Ортакёй вилайета Ризе, а также вдоль долин рек Фыртына, Пискале и Абивиче; вторая группа, “восточная”, проживает в основном в деревнях вилайета Артвин, а также в приграничных с Грузией р-нах Хопа и Кемаль-паша.
Язык: хемшинеры, проживающие в вост. части Анатолии, говорят на армянском и турецком языках. Зап. группа использует лишь турецкий язык. Несмотря на это, некоторые р-ны и деревни имеют армянские названия. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка.
Этногенез: среди хемшинеров вост. группы язык является определяющим. Однако, это не означает, что они признают армянские корни. Хемшинеры зап. группы, которые полностью ассимилировались, отрицают свое происхождение от армян. Вместе с тем, проживающие по соседству лазы до сих пор называют их арменами (т.е. армянами).
Хемшинеры, начиная с XV в., оказались под воздействием мусульманской религии. Большинство из них приняли мусульманство. Сохранившие христианство начали образовывать поселения в р-не современного Трабзона, а позднее, продвигаясь на запад, в окрестностях Самсуна и Адапазары. После I мировой войны хемшинеры, селившиеся в р-не Адапазары, возвратились в Армению.
Привлекают внимание некоторые особенности среди хемшинеров вост. и зап. групп. “Западникам” присуще четко выраженное самосознание, они сохраняют свои обычаи, нравы и традиции и за пределами компактного проживания. Отмечается празднование ими старых армянских праздников. Восточным хемшинерам более присуща замкнутость
Кубанские казаки. Общепринятое название; казаки. Численность: 667 чел. Расселение: в юго-зап. части оз. Маньяс в деревне Коджагёль вилайета Балыкесир. Язык: русский. Религия: православные христиане, староверы.

Этногенез: характерные признаки данной группы сохраняются благодаря религии, языку и эндогамному образу жизни. Кубанские казаки являются смешанной этнической группой, в которой присутствует тюркский элемент. В начале нынешнего века расселившиеся преимущественно в р-не оз. Маньяс казаки занимались рыболовством и скотоводством. В одежде, жилье, языке они сохранили традиции, существовавшие на родине. В соответствии с религиозными и этническими обычаями, вступающие в брак должны иметь родственные связи не менее, чем в пятом колене. По этой причине в 1962 г. около 1100 чел. возвратились в Россию.
Черкесы. Общепринятое название: черкесы, черкезы, абазары и убыхи. Название, используемое самой этнической группой: адыгеи и убыхи. Численность: 1,1 млн.чел. Расселение: черкесы обосновались в пяти основных р-нах компактного проживания: вилайеты Сакарья (71 деревня), Болу (69), Коджаели (14), Стамбул (6); Бурса (32), Биледжик (14), Балыкесир (82) и Чанаккале (15); Анкара (6), Ескишехир (39), Кютахья (4), Конья (21); Маниса (4), Измир (6), Айдын (10), Денизли (2), Афион (4), Анталья (2); Синоп (25), Самсун (120), Чорум (34). Амасья (16), Токат (66), Йозгат (22), Сивас (34), Кайсери (66), Кахраманмараш (24),Адана (17), Хатай (3).

Черкесы, как и некоторые другие этнические меньшинства (например, лазы и грузины), в последние 20 лет стали из деревень переезжать в небольшие, а затем и в крупные зап. города Турции, Среди турецких граждан в Германии на работах находится большая часть черкесов.
Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка. Язык: а) черкесский (адыгейский), который представляет собой сильно синтезированный язык, входящий вместе с абхазским и убыхским языками в сев.-зап. группу кавказских языков. Начиная с 1935-38 гг. в письменности используется кирилица. Однако она не нашла широкого распространения; б) “абхазский”, который представляет собой смесь убыхского и абхазского языков. В письменности используется грузинский алфавит.

Во многих черкесских деревнях и практически стопроцентно в городах черкесы говорят только на турецком. Для данной этнической группы характерны эндогамный образ жизни на родовом уровне и оставшаяся в наследство память об общей судьбе депортированного народа. Адыгейцы, абхазцы и убыхи являются четко определенными в Турции группами. Все они считаются черкесами и во времена Османской империи были размещены в местах общего компактного проживания. Черкесы в Турции подразделяются на зап. и вост. адыгеев. К первой группе относятся абадзахи, шапшиги, наткуаги, мохосы, темиргои, натюкаи, бзедухи и бесленеи; ко второй – кабартаи.
С 1964 г. абадзахи вместе с шапшигами и наткуагами составляли до 90% от всех зап. адыгейцев”. У бесленеев, которые образуют большинство в вост. группе зап. адыгейцев, имеются сходства в языке с кабартаями, которые относятся к вост. адыгеям. Зап. адыгеи внутри себя разделились на племенные группы. Существовавшее издавна многоукладное общинное устройство практически изжито среди зап. адыгейцев, вместе о тем, очень распространено среди кабартаев и в значительно меньшей степени среди бзедухов. В “демократической” же “Зап. Адыгее”, где преобладают независимые деревни абадзахов и шапшигов, многоукладное общинное устройство изжило себя. Существуют места, где сохранился патриархальный общинный строй, практикующий многожество. Однако запрет на браки между родственниками до седьмого колена включительно значительно ограничивает эндогамный образ жизни.
Обычаи и религия черкесов не запрещали смешанные браки, в силу чего они практически растворились среди турок. Язык, как основа этнической группы, особенно в городах, прекратил свое существование. Произошла полная ассимиляция.

Киргизы. Общепринятое название: киргизы. Название, используемое самой этнической группой: киргизы. Численность: 200-310 семей (1100-1200 чел.).
Расселение: д. Акынкёй и д.Шерефликочхисар вилайета Анкара – 12 домов; в ильче Джиханбейли вилайета Конья – 4 дома; 197 семей расселены в д.Карагюндюз вилайета Ван, 298 семей в Эрджиш; 1300 чел. – в населенных пунктах вилайета Малатья и Адана. Язык: киргизский. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка, некоторые придерживаются языческих традиций.
Этногенез: киргизскую этническую группу характеризуют ряд общих моментов – приверженность родоплеменному устройству жизни, соблюдение языковых и религиозных обычаев. Последнее особенно относится к беженцам 1982 г., которые по спецсоглашению прибыли из Пакистана в Турцию. Кроме того, этих памирских киргизов связывает родоплеменная зависимость, разделившая их на семьи Тейита, Кесека, Найманов и Кыпчака. Главенствующее положение в роду занимает семья Тейита. Брак разрешался только между членами этих семей. В настоящее время данная традиция себя изжила, однако брак осуществляется преимущественно с беженцами уйгурами, казахами, узбеками и туркменами. Особенно сильны у киргизов религиозные чувства, которые они сохранили, несмотря на все лишения, связанные с переселением.
Историческая справка: беженцы-киргизы появились на территории современной Турции в начале XIX в. Их перемещение связывается с давлением и гнетом Российской и Китайской империй, а впоследствии – т.н. “советской партноменклатуры”. В период после II мировой войны первая волна беженцев в Турцию была в 1953 г., вторая началась после установления “коммунистического режима” в Афганистане в 1978 г. и окончилась в 1982г.

Казахи. Общепринятое название: казахи. Название, используемое самой этническое группой: казахи. Численность: около 5 тыс.чел. Расселение: около 60% всех казахов (420 домов) проживают в Стамбуле (р-ны Кючюкчекмедже, Зейтинбурну, Гюнешситеси-Казахкент – 160 домов), Конье, Анкаре (р-н Актепе – 15 домов), Нигде и Измире. Прибывшие после 1982 г. из Афганистана казахи (60 семей) обосновались в Кайсери.

Язык: казахский, переселенцы из Афганистана говорят на казахско-узбекском языке. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка; некоторые придерживаются языческих традиций.
Этногенез: казахскую этническую группу характеризует ряд общих моментов: приверженность родоплеменному устройству жизни, соблюдение языковых и религиозных обычаев, а также единая историческая судьба беженцев с т.н. Вост. Туркестана (Синцзянь-Уйгурский авт. р-н Китая). Переселенцы из Вост. Туркестана представляли собой представителей трех основных родов: Кирейев, Найманов и Уваков. Главы родов поощряли браки с представителями других этнических групп, проживающих в Турции. Беженцы из Афганистана, также соблюдая родо-племенные отношения, предпочитали брак с выходцами из Центр. Азии. С целью сохранения культурных особенностей пытаются издавать книги на родном языке, формировать фольклорные группы на родовом уровне.
Историческая справка: первая группа казахов прибыла в Турцию из Афганистана в 1952 г. и представляла собой беженцев из СССР. Первоначально их разместили в лагере для беженцев в р-не Урфа, затем расселили по различным р-нам Турции. Вторая группа казахских беженцев из Индии прибыла в Турцию в 1953-58 гг. и была к 1969 г. расселена в вилайетах Нигде, Кайсери, Конья и Маниса. Третья группа беженцев из Афганистана прибыла в Турцию в 1982 г.

Узбеки. Общепринятое название: узбеки. Название, используемое самой этнической группой: узбеки. Численность: 330 домов (около 4 тыс.чел.). Расселение: Стамбул – 280, Анкара – 5, Адана – 45-50 домов; беженцы 1982 г. расселены в вилайетах Хатай – 172 семьи, Газиантеп – 5 семей, вилайете Урфа – 180 чел. Язык: узбекский, диалект зап. р-нов Ташкента с большой примесью персидской лексики. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка.
Этногенез: первая группа переселенцев (100 семей) – выходцы из СССР и прибывшие в Турцию из Германии подверглись значит. ассимиляции. В наст. вр. они не несут каких-либо черт этнической группы. Вторая группа переселенцев (прибыла в Турцию в 1952 г. из Афганистана) пытается сохранить внутренние связи, в т.ч. и при совершении браков. Третья группа беженцев из Афганистана (1982 г.) стремится сохранить как родственные связи, так и язык, и традиции. Первые сведения о переселенцах-узбеках относятся к 1638 г., где в р-не Тарсис было выделено для их проживания три деревни.
Узбекские татары. Общепринятое название: татары. Название, используемое самой этнической группой: узбеки, татары, узбеко-татары, бухарские татары. Численность: до 1970 г. 200 чел., проживали главным образом в одной деревне вилайета Конья. В дальнейшем часть пересилилась в Конью и Анкару, а 80 чел. убыли на заработки в Европу. 55 семей, прибывших в Турцию после 1982 г. из Афганистана, расселены в Газиантепе. Язык: татарский. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка с сильной приверженностью к соблюдению религиозных обрядов и обычаев.
Этногенез: данную этническую группу характеризует высокая родоплеменная зависимость, основанная на общности языка, культуры и истории. Браки совершаются только между родственниками.
Историческая справка: утверждается, что эта этническая группа в ХVI в. переселилась из Бухары в Тобольск, а в 1907 г. около 100 семей прибыли в Турцию. В дальнейшем к ним присоединились еще 30 семей. Все вместе в дальнейшем построили т.н. узбекскую деревню.

Дагестанцы. Общепринятое название: дагестанцы. Название, используемое самой этнической группой: а) по-турецки – “дагестанцы”, “лезгин”, “черный лезгин” (относится к аварцам); “белый лезгин” (цезиби, дида). б) на своем языке – “ма арул мац” (аварцы), “цедех” (даргийцы), “цумтал” (цезибийцы и дидайцы); “лак”, “хайдак” (кайтакцы); “лезгиар” (лезгинцы). Численность: дагестанцы – 1900 чел., лезгины – 3250. Данных по численности других групп нет.Расселение: большинство представителей этой этнической группы проживает в провинциях Балыкесир (всего 1482 чел.), Денизли (942 чел.), Токат (904), Стамбул (753), Муш (351), Карс (300), Кахраман-мараш (283), Имеются малочисленные группы, проживающие в Адане, Бурсе, Чанаккале и Измире.
Язык: аварский, андийский, язык дидайцев, лакийский, даргийский. Религия: мусульмане-сунниты.
Этногенез: в своем большинстве представители данной этнической группы называют себя лезгинами, т.к. считается непрестижным выделять себя из малочисленных дагестанских народов. Главной является мысль о том, что они – выходцы с одной исторической родины. Среди молодого поколения, проживающего в деревнях уезда Ялова, есть такие, которые говорят на “дагестанском” язые, при этом они не знают того, что он является аварским языком. Такое положение вещей с большей долей вероятности объясняется тем, что они сами не делают четкого различия между собой. Наблюдается полный отказ молодого поколения разговаривать на родном языке. Вместе с тем в 2-3 лезгинских деревнях в процессе повседневного общения все еще используется лезгинский язык. Для письменности используется турецкий язык.
Культура этой группы все еще сохраняется благодаря элементам предметов обихода и быта. В этой связи особенно привлекают внимание с/х орудия, привезенные в 1865 г. переселенцами в Карс, и применяющийся по сегодняшний день традиц. способ обработки металла. В вилайете Сивас и в наст. вр. выращивается одна из с/х культур, привезенная из Дагестана. Традиц. нац. блюда являются одним из бережно сохраняемых элементов общей культуры дагестанцев. Несколько десятков лет назад большое значение придавалось заключению браков дагестанцев между собой, однако расширение всесторонних связей с другими этническими группами постепенно создает предпосылки для ликвидации этого обычая.

Курды-сунниты. Общепринятое название: курды, курманджи. Название, используемое самой этнической группой: в некоторых р-нах (Ван и Хакяри) крестьяне, для того чтобы не смешивали их с кочевниками, называют себя кырманджи. Кочевники же называют себя курдами. Численность: 2,2 млн.чел.
Расселение: в основном проживают в провинциях Хакяри, Ван, Агры, Сиирт, Битлис, Муш, Диярбакыр, Урфа, Карс, Мардин, Бингёль, Эрзурум, Элязыг, Тунджели, Эрзинджан, Адыяман, Малатья, Газиантеп, Кахраманмараш и Хатай. В поселках Ср. Анатолии, таких как Джиханбейли, Хаймана и Кюртоглу, а также в вилайетах Чанкыры, Сивас и Токат существуют целые колонии курдов. В городских центрах проживают большие группы, образованные рабочими-переселенцами. 700 тыс. курдов после I мировой войны и около 1 млн. курдов после курдского восстания в 1925 г., переместившись в 1926-27 гг. в р-ны Зап. Анатолии до вилайета Текирдаг, образовали новые р-ны проживания.
Язык: кырманджийский, диалект, носящий признаки арабского и турецкого языков. Религия: мусульмане-сунниты, в большинстве своем (70%) последователи учения Шафи, однако определенная часть курдов, живущих в вилайетах Урфа, Сиирт и Диярбакыр, принадлежит к ханифитам. Членство в сектах признается достаточно важным. В уезде Озалы (вилайет Ван) бок о бок живут члены тарикатов Кадирия и Накшбандия. 90% населения уезда Шемдинли (вилайет Хаккяри) принадлежит к Кадирия.
Этногенез: характеризуются прежде всего языком, а также отличием своей религии шафийского или алевитского толка от религии турок ханифитского направления. Шейхи тарикатов Кадирия и Накшбендия прививают своим сторонникам прочные религиозные обычаи. В некоторых случаях род и общинная структура все еще играют большую роль в укреплении группового сознания. Так, например, в уезде Озалп вилайета Ван существует 4 рода: Милан, Мурки, Такури и Шемсикян. Более крупные рода подразделяются внутри себя на семьи. Например, род Эртус подразделяется на семьи: Серефа, Сида, Ала, Гевда, Машхора, Махметпира, Эздина, Зирки, Хелиля, Хавуста, Квесура и Зевки. Кочевой или полукочевой образ жизни, который в отдельных случаях все еще ведут некоторые роды, усиливает внутреннюю групповую зависимость.

Среди курдов предпочтение отдается эндогамным бракам. Многие деревни имеют орг. структуру, свойственную племени. Некоторые общеизвестные традиции, в особенности свадебные обряды, принципиально отличаются от традиций и обычаев турок. Музыка, народные песни и танцы также сильно отличаются от турецких. Использование курдского языка в качестве офиц., а также в каких-либо СМИ или устно запрещено. В результате этого живущие в отдаленных р-нах курды отказываются обучать своих детей турецкому языку.

Курды-алевиты. Общепринятое название: курды алевиты. Название, используемое самой этнической группой: алевиты, курды. Численность: принято считать, что 20% курдов в Турции являются суннитами. В соответствии с этим можно говорить о 0,5 млн.алевитов.
Расселение; большинство алевитов проживает в вилайетах Бингёль (особенно в уездах Карлыова и Кыгы), Тунджели, Эрзинджан, Йозгат, Элязыг, Малатья, Кахраманмараш и в Кайсери, а также в окрестностях Чорум. Встречаются группы алевитов в вилайетах Адыяман, Газиантеп, Хатай, Кыршехир, Невшехир, Самсун и Токат.
Язык: кырманджийский, как у курдов-суннитов. Турецкий для совершения молитв. Зазайский. Религия: ислам алевитского толка.
Этногенез: характеризуется религией, языком и родоплеменными особенностями. Поддерживают более тесные связи, чем курды-сунниты, с другими алевитами, говорящими на турецком и зазайском языках. Эти отношения позволяют иногда заключить им браки между собой и обеспечивают возможность совершения ряда религиозных обрядов по турецким традициям. При этом существует поляризация между суннитами и алевитами. Это обусловлено тем, что курды-сунниты помогли туркам подавить восстание алевитов в 1938 г. Родовые древеса племени разделяют алевитов на тех, кто принадлежит к роду Сейид и кто не принадлежит к нему. Семьям Сейидов дано традиц. право выбирать верховное духовенство. Для сохранения этого требуется эндогамная структура семей. Остальная часть алевитов подчинена проводнику, которым является один из Сейидов и который подотчетен главе ордена. Проводник, выходец из вилайета Туаджели, указывает путь курдам-алевитам, проживающим за пределами Туаджели, и таким образом осуществляет деятельность одного из элементов системы. Групповая целостность обеспечивается идеей “возвращения потомков пророка” в лоно Эвляди Резуль, являющего источником помощи и силы. В этом, а также в зависимости от главы племени проявляется внутренняя племенная связь. Эта зависимость в последнее время ослабла по причине утери главами племен своего авторитета. Существующие между племенами различия отражены в традициях и народных сказаниях. Сближение религиозного и мирского авторитетов привело к тому, что молодое поколение стало терять уважение к религиозной иерархии

Грузины. Общепринятое название: грузины. Название, используемое самой этнической группой: картвели. Численность: около 60 тыс. человек, из которых порядка 30 тыс. используют наряду с турецким и родной язык. Расселение: основная масса этнических грузин проживает в вилайетах Артвин (7698 чел.), Орду (4815), Сакарья (4335), Бурса (2938), Коджаэли (2755), Самсун (2350), Гиресун (2029), Болу (1543),Амасья (1378), Балыкесир (1281), Синоп (1144), Стамбул (840), Токат (412).
Язык: грузинский. Используются также языки мегрелов и лазов. Религия: грузины исповедуют ислам суннитского толка (последователи учения Ханифи). Есть также около 10 тыс. грузин – представителей христианской церкви.
Этногенез: отличит. чертами грузин является язык и эндогамия. В этой связи большое влияние оказала религия. Они решительно отошли от большинства грузин, исповедующих христианство. Большинство грузин-мусульман проживали издавна вместе с аджарцами в р-не Батуми. Представители этой группы, признав Турцию в качестве родины, разместились в вилайете Артвин и называют его самым цивилизованным регионом Турции. Эндогамия ограничена запретом заключения браков близким родственникам, однако возможны браки между дальними родственниками. Грузины предпочитают жить одной большой семьей, которая включает в себя несколько поколений. Последниее время увеличилось количество браков грузин с представителями других народов. В Турции грузинский язык используется органиченно. Для общения и обучения используется турецкий. Грузины, проживающие в городах, в большей степени подвержены языковой ассимиляции. Они используют родной язык только в кругу семьи. Все грузины, проживающие в Турции, говорят с заметным акцентом и знают 2 языка. Есть ряд внутренних различий между грузинами. Грузины, проживающие в населенном пункте Мейданджик в уезде Шавшат вилайета Артвин, утверждают, что их корни отличаются от корней грузин, проживающих в р-не Борчка. Они говорят, что являются выходцами из Вост. Грузии и говорят на диалекте, сильно отличающемся от языка тех, кто проживает в Борчка. Никто из грузин, живущих в Турции, не считает себя аджарцем.

Курды-язиды. Общепринятое название: язиды. Название, используемое самой этнической группой: азиди, изиди, изеди, изди, дасни, дасени. Численность: около 20 тыс.чел. На Ср. Востоке в общей сложности проживает около 150 тыс.чел.
Расселение: большинство представителей данной группы проживают на границе с Сирией и Ираком: в окрестностях вилайетов Мардин – 25 деревень, Урфа – 24, Шиирт – 14, Адыяман – 2 деревни.
Язык: язиды в основном говорят на языке курдов. Проживающие в Мардине имеют особый диалект. При исполнении религиозных обрядов используется арабский язык. Религия: язидство (представляет собой смешанную религию, вышедшую из ислама и включающую в себя элементы иудаизма, христианства и ислама).
Этногенез: язиды с давних времен жили племенами. Все попытки объединиться с мусульманами были отвергнуты последними. Вся история жизни язидов связана с несправедливым преследованием этого народа. Род язидов исчисляется от Хасан-ал-Башри, который проживал недалеко от Мосула. По иерархии главой всех язидов был шейх, а в настоящее время мирза. Распоряжения среди язидов передаются от старшего к младшему, от отца к сыну. Среди представителей племени существует обращение друг к другу – “загробный брат”. Язиды считают, что они появились от Адама. Наиболее большие племена в наст. вр. проживают в Диярбакыре, Шиирте и Карсе.
Зазы-сунниты. Общепринятое название: зазы. Название, используемое самой этнической группой: зазы, заз, дюм-бюли, дюмюлю, димили (Эрзинджан, р-н Кыгы и Мутхи), кырд. Численность: 150 тыс.чел., которые проживают в 619 деревнях.
Расселение: делятся на две большие группы и несколько мелких подгрупп. Основные группы зазов проживают в вилайетах Бингёль (350 деревень), Урфа и Мардин (72), Битлис (11), Муш (37). Кроме того, небольшие группы в вилайетах Малатья, Диярбакыр, Карс, Нигде. Язык: различные диалекты фарси.
Этногенез: религия играет важную роль в жизни зазов. Имеет существенное различие с курдской религией. Но несмотря на это, отмечаются определенные связи с курдами, как в культурной, так и в эконом. жизни обеих общин. Были столкновения с алевитами.

Зазы-алевиты. Общепринятое название: зазы-алевиты. Название, используемое самой этнической группой; алевиты, димили, зазы, чаоек (Тунджели, Эрзинджан, Сивас). Численность: 150 тыс.чел. Отмечено 619 деревень, из которых 160 считают себя алевитами. Наибольшее количество деревень расположено в вилайете Тунджели.
Расселение: делятся на 2 основные и 3 доп. группы. Первая основная группа включает в себя р-ны Тунджели, Хозат (35 деревень), Назмийе (13), Оваджи (53) и Пюлюмюр (46 деревень). Этот р-н очерчен на севере горами Мунзур и на юге рекой Мурат.Вторая основная группа расселена вдоль правого берега реки Ефрат от гор Бингёль до равнины Малатья. Первая из доп. групп проживает в р-нах Имранлы, Кангал и Дивриги. Следующая группа размещается в р-нах Эрзинджан и Эрзурум. И последняя проживает в р-не Хыныста (вилайет Эрзурум).
Язык: язык такой же, как у зазов-суннитов. Однако некоторые группы при исполнении религиозных обрядов употребляют турецкий язык. Религия: мусульмане-алевиты.
Этногенез: зазы-алевиты всегда проживали разрозненно и постоянно враждовали. Язык в группе алевитов играет немаловажную роль.

Осетины. Общепринятое название: осетины, асетины, кушхи. Название, используемое самой этнической группой: ирон, иратта, ир, дигур, дигурон, дигуран, дигод, туаллаг. Численность: 9 тыс.чел. в 39 деревнях различных р-нов Турции.
Расселение: в Карсе 4330 чел., Йозгате (1626), Цуше (1440), Битлисе (487), Токате (438), Сивасе (2721), Кайсери (200), Эрзуруме (150) и несколько семей в Нигде.
Язык: представители группы говорят в основном по-осетински. Наряду с родным языком некоторые группы говорят на разных диалектах фарси. Религия: ислам суннитского толка.
Лазы. Общепринятое название: лазы. Название, употребляемое самой этнической группой: лазы. Численность: около 250 тыс. чел.
Расселение: в основном в зап. р-не Черноморского побережья Турции (Ризе – 57 тыс.чел., Артвин – 33 тыс.), а также в Болу, Бурсе, Стамбуле, Коджаэли, Сакарье, Зонгулдаке.
Язык: лазский язык относится к группе языков южного Кавказа, схож с грузинским. Религия: мусульмане суннитского толка. До 1580 г. лазы исповедовали христианство.
Этногенез: опирается на язык, ремесло, а также характеризуется структурой расселения. Лазы, расселившиеся на западе Турции, в вост. р-нах Синопа, в основном занимаются разведением чая и кукурузы. Поскольку большинство населения на западе Турции считает всех проживающих вдоль Черноморского побережья к востоку от Синопа лазами, их трудно выделить в самостоят. этническую группу. Более глубокое исследование показывает, что среди населения вилайета Синоп нет лазов и они в основном встречаются в р-не уезда Пазар и далее к границе с Грузией. В наст. вр. язык лазов смешался с черноморскими диалектами турецкого языка. Практически нет никакой разницы между языком лазов и трабзонским наречием. Особое произношение турецкого языка принимается лазами за основу.

Туркмены-сунниты. Общепринятое название: туркмены. Название, используемое самой этнической группой: туркмены.
Расселение: основные поселения находятся в Зап. и Внутр. Анатолии. Имеются утверждения, что большинство турецкого населения произошло от туркменов. Ими были сформированы племенные (родовые) кланы, и они же перешли к оседлому образу жизни. В наст. вр. основные группы населения, которые считаются туркменами, расселены в Афьене, Эмирдаге, Кайсери, Сивасе, Эрегли, Нигде, Карапынаре и излучине Кызылырмака. К северу от Коньи расселены племена туркменов: Харамейн, Карабаг и Тахгасыз. Наиболее многочисленную группу составляют Авшары. Они в 1865 г. поселились в р-нах Кайсери, Пынарбаши, Сарыз, Томарза (Узуняйля). Туркмены, поселившиеся в Трабзоне и Вакыфкебире, получили наименование чепни. В 1982 г. и в последующие годы около 75 семей переселились из Афганистана, разместились в Токате.
Этногенез: первым мусульманским лидером туркмен из р-на Хорасан стал Огузхан, а в дальнейшем ими становились выходцы из этого же племени. Род был построен на партиархальных принципах. Племя Огузхана было образовано шестью сыновьями и 24 внуками, носящими его имя, В дальнейшем племя разделилось на две одинаковые ветви под названиями Боз Ок и Уч Ок, которые выбрали местом своего проживания Анатолию. Сохранилось очень мало лиц, ведущих свою родословную от этого племени. Несмотря на то, что многие люди этого племени упоминаются в истории Анатолии, например Кынык в период правления династии Сельджуков и Кайы в период династии Османов, других таких примеров в истории не сохранилось. Точно так же, как не сохранилось и упоминание об Авшарах и Чепни, кроме тех, что были сделаны в летописях XI в. Эти племена были построены на партиархальных принципах, имели в своем составе более мелкие образования. Разрешались браки с представителями других племен. В племени чепни имелись религиозные различия. Часть племени, поселившаяся на западе, была мусульманами-шиитами, а поселившиеся в р-не Трабзона были суннитами. Авшары сохранили свои роды Кыллы, Деллер, Кекеч, Торун и Коджаналлы. Этому способствовало то, что каждый род имел свое стойбище. Родословная племени Белдик исчисляется жизнями нескольких поколений. Только одна ветвь этого племени Будак уходит своими корнями в глубину веков. За исключением двух родословных (Халаши и Авшары) все другие туркменские племена, в том числе и Белдик, можно считать более поздними и более мелкими образованиями и производными от упомянутых двух родов. Структура племен была приспособлена к кочевому образу жизни. Родственные браки были на достаточно низком уровне, особенно среди близких родственников (дядя-тетя), и составляли около 27, в том числе 1% – браки с племянниками (племянницами). Это объяснялось переходом постепенно к оседлому образу жизни и занятием сельским хозяйством.

Зачастую смешивают туркменов и кочевников. Это объясняется тем, что и среди туркменов имелось некоторое количество кочующих племен; большинство туркменов выступает против подобного смешивания, считая, что в этом случае имеет место подмена понятия племя понятием профессия (скотовод). Но эти проф. образования не сохранили ни племенных, ни религиозных признаков. В соответствии же с классификацией, принятой еще в Османской империи, различные туркменские племена, за исключением кочевников, находились под непосредственным управлением шаха или его семьи. Это явилось причиной того, что туркмены не распались на более мелкие роды. Если за туркмен истинных принимать племена, которые начали селиться в селах и деревнях, вести полуоседлый образ жизни, и среди которых активно пошел процесс ассимиляции, то можно понять большую разницу между кочевниками и туркменами.

В отношении истории племен информацией обладают лишь несколько человек, и трудно проверить поэтому истинность этих сведений, Племя Хотамыш (Отамыш) являлось частью племени Бегдиш. Однако, как утверждают специалисты, со времен Алепно и ближе к настоящему времени они начали называть себя тазыджилар. Туркмены Аккышл якобы являются выходцами из р-на Амик вилайета Хатай. Утверждается, что туркмены Эмирдаг являются выходцами из Мосула, а туркмены Белдик – из Мараша. Эта миграция туркмен произошла несколько тысячелетий тому назад. В наст. вр. эти группы туркмен сформировались в кланы. Несмотря на то, что кланы очень близки друг к другу, браки между членами различных кланов отсутствуют. Например, можно утверждать, что туркмены Аккышл и Авшар, проживающие в одном вилайете, не поддерживают никаких отношений. Хотамыши ассимилировали в своей структуре две курдские группы.

Туркмены-алевиты. Общепринятое название: туркмены, кызылбаш. Название, используемое самой этнической группой: туркмены, аширеб (сырач), чавум (налджи).
Расселение: несмотря на то, что сведений о компактном проживании нет, их р-ном расселения считается Зап. и Внутр. Анатолия, а также вилайеты Газиантеп, Карс, Сивас, Йозгат, Токат, Орду, Чорум, Балыкесир, Маниса, Измир и Мугла. Отдельные туркменские группы проживают в р-нах г.г. Эдремит, Бергама, Акхисар, Тургутлу, Тире, Сёке, Шаркышла, Гемерек и Низип.
Язык: турецкий, анатолийское наречие. В религиозных обрядах используется турецкий. Религия: мусульмане-алевиты.
Этногенез: в начале из состава туркменского народа выделилось племя, проживающее в Хоросане. Этому способствовали религиозные различия. Племя укрепилось путем эндогамного развития. Осознанны
User avatar
avetik
 
Posts: 556
Joined: 20 Jan 2007, 09:12


Return to General Info · Общая Информация · Forumin Masin · Ընդհանուր Տեղեկություններ · Genel Bolum

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 2 guests


Rambler's Top100