Две статьи из газеты Еркрамас, Сентябрь 2007

Две статьи из газеты Еркрамас, Сентябрь 2007

Postby avetik » 07 Nov 2007, 20:57

ЗОВ ЗЕМЛИ ПРЕДКОВ

Image

На протяжении второй половины XX в. многие армянские поселки горной части Апшеронского и Туапсинского районов (территория бывшего административного Армянского района) стали пустеть из-за отъезда жителей. Это было вызвано рядом причин: политикой ликвидации нерентабельных поселков в хрущевский период, нехваткой работы на селе, бытовыми трудностями и т.д. Не смотря на это, во многих поселках (Кушинка, Режет, Гунайка-4 и другие) еще теплится жизнь, но остальные практически стерты временем с лица земли (Кубано-Армянский, Маратуки, Гунайка-1, Гунайка-2). Среди бывших жителей этих поселков еще жива память о своей малой родине. Эти люди покинули свои села 20-30 лет назад, но каждый год съезжаются со всей страны, чтобы отпраздновать День родного поселка. Так в этом году в Апшеронском районе, были традиционно отпразднованы Дни Режета, Кубано-Армянского, Кушинки и других поселений. Предлагаем вниманию читателе репортаж Е.Боряка с празднования 100-летия хутора Кубано-Армянск.

Каждый год на месте, где был раньше хутор Кубано-Армянск, собираются люди, которые родились и выросли в нем, где жили их родители и деды. А в этом году исполнилось 100 лет с момента основания Кубано-Армянска. Добраться до хутора было нелегко. "Пока здесь люди жили - дороги были в порядке, и мосты тоже, - замечает водитель Ашот Папазян. - А сейчас здесь всего пара фермеров живет. Кое-что делают, конечно, в плане дороги, но сами понимаете - их работа как капля в море...".

Приехали… Вокруг на большое расстояние раскинулась поляна. Высокое, в пояс, разнотравье, молодая поросль деревьев… Трудно поверить, что когда-то на этом месте стоял большой поселок... Проехав еще сотню метров, выезжаем на полянку, рядом с которой находится небольшое кладбище х. Кубано-Армянска. Владельцы машин и пассажиры расположились за столиками в тени старых кладбищенских деревьев. Накрытые столы, дружеские приветствия, удивленные возгласы: не все прибывшие сюда - местные жители. Некоторые приехали сюда именно к 100-летию поселка издалека. Слышна народная музыка - ее исполняет на старинном национальном инструменте "кяманча" житель села Черниговского Ваник Арменакович Касьян. Среди собравшихся - дети. Они с интересом слушают рассказы старших, рассматривают схему поселка, на которой старожилы отметили не только то, как он был расположен, но и хозяев всех, находившихся в нем домов. Старожилы вспоминают, спорят, выясняя, кто к какому роду относится, выясняют, куда забросила судьба бывших соседей. ...Спустя некоторое время все собираются за накрытыми столами. Александр Павлович Минасян и Левон Карпович Антонян - земляки. Родились и выросли в Кубано-Армянске. Рядом с ними - один из старейших (на сегодняшний день) жителей села Арут Овакович Одабашян. Он и начинает рассказ:

- Вообще-то история поселка начинается с 1902 г. Именно тогда сюда приехали первые поселенцы - амшенские армяне, выходцы из Западной Армении (современная Турция). С основанием хутора связана очень интересная история. Разрешение на его основание давал атаман тогдашнего отдела Кубанского войска, живший в станице Ширванской. Он поставил поселенцам всего три условия: чтобы не было мусульманской веры (скорее всего, это было связано с событиями кавказской войны, которая памятна была всем казакам), второе - продналог в виде одного бычка со всего хутора, и третье, даже неизвестно отчего, чтобы забор на хуторе был не лучше, чем атаманский. Наверное, чтобы чисто казачье преимущество было на виду...

- В 1936 г., - вспоминает Арут Овакович, - когда я переехал в Кубано-Армянск из Маратуков, население поселка составляло около 500 человек, причем все они были многодетными - в каждой семье было минимум четыре ребенка. Действовал колхоз имени Баграмяна, вносивший значительный вклад в жизнь тогдашнего района. Я сам работал в нем, возил молоко в Санурскую, Нефтегорск.

- Кстати, и сам район был тогда другим, - продолжает Левон Карпович Антонян. - Был Армянский административный район, в который входил Кубано-Армянский сельсовет, сельсоветы Черниговский, Тубинский, а также ряд поселков нынешнего Туапсинского района - Шаумян, к примеру, где к тому времени работало радио, вещавшее на армянском языке, выпускалась газета, также на армянском языке. Кубано-Армянск был к началу войны довольно крупным хутором. Вокруг него также располагалось несколько поселений. Через него шла дорога из Нефтегорска на Самурскую, Черниговскую. Работала школа, обучение в которой также велось на армянском языке.

Война сделала свое черное дело. Лучшие мужчины хутора ушли воевать. Вернувшиеся с полей солдаты принимали участие в боях под Брестом, в Новороссийске, брали Прагу и Берлин… На кладбище стоит небольшой памятник, где перечислены фамилии солдат, сложивших в боях свои головы. Память о них не угасает в сердцах земляков. "Не все здесь указаны, - вздыхают старожилы, стоя у него. - В основном только те, кто известен по принесенным почтой похоронкам, установлен военкоматами… А сколько пропало без вести… Мы их помним, но место их здесь в одном списке".

После войны хутор, переживший оккупацию, начал восстанавливаться. Снова заработали школа, колхоз, начались лесоразработки.
- Директором школы был Сет Макарович Арутюнян, - вспоминает А.П.Минасян, и все в поселке очень уважали этого человека, прошедшего войну, и решившего весь свой опыт, все свои знания передавать детям. А в 1957 г. в поселок провели электричество. Вручную ставили столбы электролинии, которая шла из Нефтегорска через хутор Подольск в Кубано-Армянск и далее на горные поселки. Сколько радости было, когда зажглась первая лампочка.

- И театр был в нашем клубе, - вспоминает Л.К.Антонян, - давали представления на армянском языке, ставили оперу «Ануш».

- Крепкий был хутор, - подключается к разговору А.О.Одабашян. - Даже кинопередвижка приезжала к нам, каждую неделю кино смотрели.

Распадаться хутор стал в хрущевские времена. Укрупнение районов, прокладка новых дорог, электролиний, ликвидация колхоза и школы привела к тому, что с 1947 г. люди стали покидать его - кто в поисках работы, кто перебирался поближе к районному центру, к местам обучений детей. Многие разбирали дома и перевозили на новое место жительства. Последние жители выехали из Кубано-Армянска в 1977 г. в хутор Подольск. На месте хутора остался пустырь да небольшое местное кладбище...

***********************************************************

письмо в редакцию

СВИДЕТЕЛИ И СУДЬБЫ

Image

Геноцид армян в Турции в 1915 году повлек за собой последствия, за которые многим людям приходится расплачиваться до сих пор. Геноцид не обошел и мою семью. Мой прадед рассказывал про те страдания, которые пришлось испытать армянам в годы геноцида, свидетелем чего он был.

Мои предки жили в селе Эхри-дере, в волости Чаршамба Самсунского (Дженикского) округа. Моего прапрадеда звали Кулян Калуст, а прапрабабушку Султон. Они были земледельцами, у них было шесть детей, известны имена троих из них: Хорен, мой прадед (1889 г.р.), его брат Седик (1880 г.р.) и их сестра Лусине (1892 г.р.). Лишь им удалось спастись в годы трагедии.

В 1911 году Лусине вышла замуж за Кешишяна Барура, в 1912 году у них родился первенец, а в 1913 году второй ребенок. В том же 1913 году турки вырезали семью Калуста Куляна, спаслись только трое Хорен, Седик и Лусине. Смерть родных оставила неизгладимый след на их дальнейшей судьбе.

Сразу после гибели семьи они покинули родные места. Хорен, Седик и муж Лусине - Барур вступили в ряды фидаинов. Десять лет они сражались за жизнь армянского народа. Но, увы, силы были неравные.
В 1922 году Лусине и Барур с двумя детьми перебрались в Грецию.

Через несколько месяцев дети Лусик и Барура умерли. В 1923 году в Греции у них родился еще один ребенок, который тоже умер.
Год спустя, в 1924 году, Лусине и Барур перебрались во Францию в город Марсель, далее в Канн, где и обосновались, там у них родились трое детей, Рипсеме, Элмас и Барур.

В 1945 году, Рипсеме, дочь Лусине и Барура вышла замуж за Кочконяна Грегуара. У них родились трое детей Кристиан, Жильбер и Сильвен.

В 1949 году знакомый Лусине и Барура выехал из Франции в Россию к родственникам. С ним Лусик передала письмо братьям Хорену и Седику. Еще в 1922 году в Греции Лусине знала, что ее братья должны были плыть в Россию, на Черноморское побережье к родственникам и знакомым. И они действительно в 1923 году перебрались в Россию, в район Геленджика. Оттуда на телегах они переехали в окрестности г. Сочи, в поселок Лоо, где и обосновались.
В 1924 году женился Седик, и в 1925 году у него родилась дочь. В том же 1925 году Хорен женился на Виктории Мартиросян. У них родились семеро детей, одним из которых и является мой дед Калуст. Через год, в 1926 году, Седик скоропостижно скончался от длительной болезни.
Несмотря на то, что Лусине только предполагала, где могут быть братья, ее рассказ помог знакомому отыскать Хорена. Брат и сестра стали переписываться. В 1963 году Лусине и Барур по туристической путевке приехали в Сочи. Трудно описать чувства брата и сестры, которые после сорока лет разлуки встретились вновь. К сожалению, это была их последняя встреча…

В 1966 году в Россию приезжала дочь Лусине Рипсиме с мужем Грегуаром. После Грегуар еще не раз приезжал к нам в Сочи, правда, без Рипсеме.

В 1975 году умер Хорен. Через три года, в 1978 году, во Франции умерла Лусине. Всю свою жизнь они мечтали вернуться на родину, вернуться в те места, которые были связаны с их детством, с их прошлым, но увы…

Сейчас мы поддерживаем тесную связь с Грегуаром, Рипсеме с их детьми и внуками. В этом году Грегуар приехал к нам вновь. Мы часто собираемся всей семьей, вспоминаем прошлое, но никто не забыл, какой ценой нам досталась эта жизнь.

Эдуард КУЛЬЯН

Редакция благодарит автора за предоставленный материал и просит связаться его с нами, так как хотелось бы узнать более полную информацию об этой семье и уточнить многие моменты, что, безусловно, поможет работе над летописью судеб амшенских армян. С этой же самой просьбой редакция обращается и к другим армянам, желающим рассказать о своих корнях, о своих семьях.

СПРАВКА: Амшено-армянское село Эйри-дере (Eyri-dere) или Эгри-дере (предп. с тур. "отдельное ущелье" или "косое, кривое ущелье"), как у автора, располагалось в общине Хуршумли, волости Чаршамба Самсунского или Дженикского санджака Трабзонского вилайета, в 9-10 км. к югу от пос. Чаршамба, по правому берегу речки Гюз-гая, притока р. Абдал. Село состояло из девяти кварталов (маhла, шен, гецвацк), одним из которых было родовое селение клана Кюлян-Кулян - Кюллицец-кег (фамилия Кюлян-Кулян-Килян довольно распространена среди амшенских армян и скорее всего происходит от перс.-тур. "гюл" - "цветок", такое тюркское прозвище в быту амшенцы давали детям в качестве магического оберега или как подчеркивание красоты, соотв. амш.-арм. "ваштиг" от "варт" - "цветок, роза", др. варианты от тур. "кул" - "покорный слуга" или "кула" - "рыжий"), к которому имеет честь принадлежать автор письма. В начале ХХ в. во всем селе проживало 80 домов армянского населения. Основными занятиями сельчан были табаководство и выращивание конопли. В квартале Томбалакцец находилась армянская сельская деревянная церковь Св. Троицы (Еррордутюн), построенная в 1853 г. (по др. данным на месте остатков церкви 1284 г.). При церкви находилась приходская школа с 32 учениками. В 1915 г. основная часть жителей села была депортирована и погибла на дорогах изгнания, оставшиеся в живых нашли укрытие в окрестных горах, благодаря защите фидаинских групп С.Татуляна, А.Тахмазяна и др. Большая часть выживших в 1915-1923 гг. перебралась в Россию и Абхазию, а часть, как видно из письма автора, в другие страны.

Михаил КУЗУБ

http://www.yerkramas.org/archive.htm

astegh badmutine hin
xarnevadza nerin hed,
kidista miy baberun azbarininq himi menq,
azbarininq menq... (c) Hamsheni Azbar
User avatar
avetik
 
Posts: 556
Joined: 20 Jan 2007, 09:12

Return to Русский · Russian · Ruseren · Ռուսերեն · Rusca

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 3 guests

cron

Rambler's Top100