В.З. Акопян: Этническая сепарация

History of our ethnos
История нашего народа
Miy milletin badmutine
Մեր ազգի պատմությունը։

В.З. Акопян: Этническая сепарация

Postby avetik » 02 Feb 2007, 17:52

Этническая сепарация как следствие потери традиционной конфессии

В.З. Акопян
(Ростов-на-Дону)


Современный прозелитизм может показаться безобидным явлением, связанным с личным выбором человека своей веры. Однако история свидетельствует, что способная проникнуть во все сферы национальной культуры религия может как благоприятствовать сохранению национального самосознания, так и содействовать этнической сепарации, т.е. отделению от этноса его части и образованию нового этноса. Известны многочисленные примеры этнической сепарации, произошедшей в результате перемены традиционной конфессии.

Войдя в состав господствующего класса Византийской империи, часть армянской знати, несмотря на сопротивление Армянской апостольской церкви, конфессионально подчинилась Константинопольскому патриарху, распространив «халкидонскую греческую веру» на своих подданных. Со временем армяне-халкедониты «ромеизировались» и влились в состав греков. То же самое произошло с армянами «греческой веры» в византийской феме Ивирия. Они вошли в состав грузинского этноса. Принявшая православие в эпоху Ивана Грозного небольшая группа норвежцев образовала особый этнос - сколтов. Почти в тот же период крестившиеся татары стали осознавать себя в качестве отдельного народа - крещенов (самоназвание - «керэшены»). Одной из задач церковной реформы, проводимой царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном (XVII в.), стало создание благоприятных условий для объединения русского и украинского этносов в один народ.

Очень много проявлений этнической сепарации через изменение веры можно привести на примере Турции. Правящие круги Османской империи, проводя целенаправленную политику отуречивания своих христианских подданных, использовали ислам для ассимиляции покоренных народов. Не всегда этот процесс имел завершенные формы. В результате появлялись новые этносы. Так, например, в населенной южными славянами области Босния и Герцеговина османское правительство насильно вынудило часть местного населения отказаться от традиционной христианской религии. Вследствие этого образовался новый этнос - боснийцы (самоназвание - «муслимане»). Другой пример. Этническая группа грузин, приняв ислам, составила аджарский этнос. Правда, вхождение Батумского округа в состав Российской империи, а затем и в состав Грузии, приостановило процесс превращения аджарцев в турок. Более того, наблюдался даже обратный процесс, т.е. возвращение аджарцев в лоно грузинского этноса в качестве особой субэтнической группы.

В случае с турками-месхетинцами процесс этнической сепарации прошел «полный цикл» и завершился отуречиванием населения. Месхетия с древнейших времен была населена племенами, принимавшими участие в этногенезе и грузин, и армян. После гибели армянского царства Багратидов, на стыке грузинских и армянских земель (область Тайк) образовалось вассальное от грузинских Багратидов княжество Самцхе-Саатабаго, включавшее Месхетию. После монгольского нашествия местный князь Саркис II стал независимым правителем. Однако в XVI в. территория княжества оказалась под контролем османов.

Подданные султана, принявшие ислам, получали особые права, в том числе на землю и административные должности. Вначале от родного языка и веры отказалась местная элита, за что она получила право управлять своими прежними владениями. Вслед за ней, в течение нескольких поколений произошла исламизация большинства жителей Месхетии. Когда эта территория вошла в состав России (I-я треть XIX в.), процесс отуречивания местного населения носил еще незавершенный характер. В полной мере турецкое национальное самосознание сложилось уже после депортации турок-месхетинцев в Среднюю Азию.

К этнической сепарации привела исламизация части армянского населения в исторической области Амшен, расположенной на юго-восточном побережье Черного моря. В 1480 г. армянское княжество Амшен было захвачено османами. Турки Амшен называли Хемсином, а местных армян (самоназвание «hамшенаhаер» или «амшенские армяне») - хемсили (хемшилы). Последнее название впоследствии закрепилось только за амшенцами, насильственно обращенными в ислам. Большая часть амшенских армян подверглась геноциду, целенаправленно осуществлявшемуся турецким правительством, особенно со второй половины XIX в. Удалось спастись лишь тем из них, кто поселился на российском отрезке черноморского побережья Кавказа (главным образом от Сухуми до Анапы).

Трагической судьбы своих христианских соотечественников, ценой потери традиционной веры, удалось избежать жителям примерно ста населенных пунктов. Последовав примеру соседних греков и грузин, хемшилы приняли веру завоевателей. Находясь в турецком окружении, но, проживая достаточно компактно, они долгое время продолжали сохранять национальное самосознание, говорили на родном языке и помнили свое христианское прошлое. Среди хемшилов немало было так называемых «крипто-христиан», т.е. скрытых христиан. В меньшей степени тюркизация затронула небольшую группу хемшилов Батумского округа, вошедшего в состав Российской империи. До начала Великой Отечественной войны жизнь хемшилов коренным образом не менялась. В годы войны они вместе с турками-месхетинцами были депортированы в Среднюю Азию. В период пребывания в тюркском этническом окружении у хемшилов утрачиваются остатки армянского самосознания. В настоящее время поселившиеся на Кубани хемшилы осознают себя в качестве отдельного этноса.

Таким образом, «уход» части этноса от традиционной веры способствует изменению этнического самосознания, а «новая» конфессия придает своеобразную «легитимность», законченность процессу этнической сепарации.

Источник

astegh badmutine hin
xarnevadza nerin hed,
kidista miy baberun azbarininq himi menq,
azbarininq menq... (c) Hamsheni Azbar
User avatar
avetik
 
Posts: 556
Joined: 20 Jan 2007, 09:12

Return to History · История · Badmutin · Պատմություն · Tarih

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 1 guest

cron

Rambler's Top100