И. Кузнецов: Хемшилы - не турки, а исламизированные армяне

History of our ethnos
История нашего народа
Miy milletin badmutine
Մեր ազգի պատմությունը։

И. Кузнецов: Хемшилы - не турки, а исламизированные армяне

Postby avetik » 21 Feb 2007, 21:49

Игорь Кузнецов

ХЕМШИЛЫ - НЕ ТУРКИ, А ИСЛАМИЗИРОВАННЫЕ АРМЯНЕ

Хемшилы Краснодарского края - маленькая, но в ряде моментов уникальная группа. Кубань - единственная территория в России, где они проживают относительно компактно. В настоящее время подавляющее большинство исследователей считает хемшилов потомками исламизированной части амшенских армян. В XIX в. они населяли восточные районы Трапезундского вилайета (турецкой провинции Лазистан). В 1878 г. по Сан-Стефанскому мирному договору самая восточная часть территории турецкого Лазистана вплоть до селения Макриал (совр. Кемал-паша) вошла в состав Российской империи, образовав Батумский округ. В двенадцати селах из тех, что перешли под новую юрисдикцию, проживали хемшилы. Батумский округ просуществовал в прежних границах до 1921 г., после чего его часть отошла к Турции. В составе Аджарской АССР все еще продолжало оставаться шесть сел, где традиционно проживали хемшилы.

25-26 ноября 1944 г. по решению Госкомитета обороны хемшилы вместе с греками, курдами, турками и некоторыми наиболее тюркизированными группами аджарцев и лазов, были высланы из Аджарии как “неблагонадежное население”. Большинство из них принудительно разместили малыми группами на положении “спецпереселенцев” в Киргизии и небольшую часть - в Казахстане.
В 1982-84 гг. 22 хемшилские семьи переехали из Киргизии в Апшеронский район Краснодарского края и, примерно в это же время, вместе с первыми семьями турок, курдов и др. - в станицу Пшехскую Белореченского района. После узбекско-киргизского конфликта в 1989 г. из Ошской и других областей Киргизии сюда бежало еще несколько десятков их семей, которые сейчас составляют большинство хемшилов края. В настоящее время, не считая редких, единичных случаев, почти все хемшилы Краснодарского края сосредоточены в пределах одной зоны - примыкающих друг к другу частях Апшеронского и Белореченского районов. Первоначально большинство населения в этом регионе составляли русские. В 1980-90-х гг. здесь селятся месхетинские турки, курды и другие группы этнических беженцев. В окрестностях же расположено довольно большое количество сел амшенских армян (Черниговское, Кушинка, Режет и др.).

Первая группа амшенских армян пришла на эту территорию примерно тогда же, когда и русские, однако их миграция продолжалась и далее и была особенно интенсивной в годы, последовавшие за геноцидом армян в Турции (1915-16 гг.). В 1926-53 гг. чуть южнее описываемой зоны располагался Армянский национальный район, объединявший семь сельских советов с 63 армянскими населенными пунктами и общей численностью населения в 7 тыс. чел. Таким образом, в этот район входила былая часть ареала проживания амшенских армян в Краснодарском крае. После разделения Армянского района (одна часть его вошла в состав Апшеронского района, другая - в состав Туапсинского) амшенские армяне из мелких хуторов были перемещены в более крупные населенные пункты. Таким образом, переселившись в Краснодарский край, хемшилы вновь обрели тот культурный контекст, тех же партнеров по контактам, которые сопутствовали им в первоначальных местах проживания в Понте (Понт - обширный регион на северо-востоке современной Турции. Территория традиционного проживания армян со II тыс. до н. э. Является основной территорией Западной Армении. — Прим. ред.).

В настоящее время по данным А.Осипова, в Краснодарском крае (Апшеронский и Белореченский районы) насчитывается около 150 семей хемшилов. По его же мнению, в России, кроме Краснодарского края, примерно 30 семей хемшилов проживают на территории Ростовской области (Каменский район) и столько же в Воронежской области (Грибановский район).

Массовая исламизация предков хемшилов вырвала их из общеармянской среды, сохранение же армянского языка сделало хемшилов теми, кто они есть. В то же время к хемшилам Краснодарского края в полной мере относится и другой важный признак - существование у них двойственного этнического самосознания. Хемшилы осознают свою самобытность в качестве отдельной общности и выражают это употреблением самоназвания в форме “hомшеци” (“амшенец”).

Для этнической идентичности хемшилов Краснодарского края характерно также то, что они соотносят себя и с турками. Во время беседы в ответ на наши расспросы одна молодая женщина стала удивляться, что кто-то еще интересуется их “турецким языком и турецкими обычаями”. Турецкая идентичность хемшилов имеет под собой несколько мотиваций. Главная - это религиозная близость обоих народов, сложившаяся исторически. На мои расспросы о том, кто такие хемшилы, информанты-турки чаще всего отвечали, что это - турки, но помимо турецкого, у них есть свой собственный язык, по их мнению, “как курдский”, который, скорее всего, они либо переняли у соседей, либо действительно это их первоначальный язык.

Краснодарский край - единственное место, где хемшилы непосредственно контактируют с амшенскими армянами. До переселения сюда, большинство из них вряд ли представляло себе языковую и историческую связь, которая объединяет обе группы. Правда, еще в начале 1980-х гг. группа хемшильских лидеров во главе с Топрак Турсуном встречалась с известным амшеноармянским краеведом, ныне покойным Б.Торлакяном, и при его поддержке посетила Армению. Но есть и другие факты: несколько образованных молодых людей из числа хемшилов Киргизии предпринимали попытку создания особого алфавита для хемшильского “языка”, не подозревая, что это лишь диалектная форма армянского. Попав в Краснодарский край, хемшилы обнаружили, что их родной язык является общим и для их новых соседей - армян. Процессы национального возрождения этнических меньшинств России в 1980-90-е гг. привели к тому, что и среди амшенских армян актуальным стало внимание к собственной истории, изучение армянского литературного языка, фольклорное движение.

Очень скоро их интеллектуальная элита открыла для себя в общей массе “непрошеных гостей” турок - потомков, условно говоря, тех самых армянских воинов нахарара Амама Аматуни, насильственно обращенных в ислам. Активисты амшеноармянских общин несколько раз предпринимали попытки устроить нечто типа дискуссии или круглого стола с расширенным представительством хемшилов. Основная идея подобных акций - “просветить” хемшилов, убедив их в том, что их предки были амшенскими армянами и что благом для них сегодня был бы постепенный отказ от ислама. Хемшилы же на подобные “разговоры по душам” откликаются крайне неохотно. Мне приходилось слышать, как один информант средних лет соглашался с тем, что когда-то очень давно хемшилы все же “были армянами”, но теперь “мы - турки”. Другая молодая образованная девушка даже пыталась вывести названия разных хемшильских групп от соответствующих армянских. По сведениям одного информанта, в Турции в районе Хопы среди “либерально” настроенных хемшилов нередко встречаются те, кто догадывается о своем армянском происхождении.

Все хемшилы - мусульмане-сунниты. В каждом доме есть молитвенный коврик, на котором каждый день пятикратно в положенный час совершается намаз, правда, преимущественно пожилыми людьми. Подавляющее большинство мужчин обрезано; обрезание практикуется и сейчас. Хемшилы стараются придерживаться всех пищевых предписаний ислама, однако спиртное, в основном - водку, пьют, но опять-таки преимущественно молодые мужчины. Необходимо очень осторожно относиться ко всем разговорам о так называемых пережитках христианства у хемшилов и тем более об их “криптохристианстве” (Криптохристиане - лица, скрытно исповедующие догматы христианской веры). Имеются относящиеся к разным десятилетиям XIX в. упоминания о том, что хемшилы сохраняли в домашней культуре определенные пережитки христианства. Так, М.Бжшкян сообщает, что во время его путешествий по Понту (начало XIX в.) мусульмане-хемшилы отмечали дни, соответствующие армянским христианским Вознесению - Вардавару и Успению. У Кюине находим, что еще в 1890 г. они еще продолжали крестить своих детей, но уже для того, чтобы оградить себя от проигрыша в делах. О том, что в Ризе у хемшилов элементы криптохристианства сохранялись, может быть, даже в еще более поздний период, пишет академик В. А. Гордлевский. Данные, собранные нами у хемшилов Краснодарского края через 100-150 лет после указанных авторов, уже не подтверждают ни одного из фактов сохранения “пережитков” христианства.

И хемшилы, и амшенские армяне говорят на амшенском диалекте армянского языка. Использование ими различных языков (армянского, турецкого, русского, узбекского, киргизского, грузинского, арабского) имеет свою специфику и различается функционально, а также в зависимости от статуса говорящего. Из перечисленных языков наиболее употребительны армянский и турецкий. Хотя большинство хемшилов почти в одинаковой мере говорит на этих языках, за армянской речью, естественно, в соответствующем диалектном варианте, до сих пор сохраняется приоритет.
User avatar
avetik
 
Posts: 556
Joined: 20 Jan 2007, 09:12

Return to History · История · Badmutin · Պատմություն · Tarih

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 10 guests

cron

Rambler's Top100