Интервью с духовным лидером Хемшилов Хасаном Салых-оглы

History of our ethnos
История нашего народа
Miy milletin badmutine
Մեր ազգի պատմությունը։

Интервью с духовным лидером Хемшилов Хасаном Салых-оглы

Postby avetik » 21 Feb 2007, 21:55

Это интервью с духовным лидером хемшилов Апшеронского района Хасаном Дурсуновичем Салых-оглы, опубликовано в газете Армян России "Еркрамас".

- Расскажите о судьбе своей семьи.

- 24 ноября 1944 г. мою семью, как и многие другие семьи хемшилов, турок-месхетинцев и курдов выслали из Грузии. Мы, хемшилы, в основном жили в Аджарской АССР и наш путь до Средней Азии длился около 20 дней. Многие умерли по дороге от тифа и других болезней, многие умерли уже достигнув нового места жительства. Почти всех хемшилов выслали в Ошскую и Джалалабадскую обл. Киргизской ССР, и некоторых в Чимкентскую обл. Казахской ССР.

- Но Хемшилы не жили в Узбекистане и к туркам-месхетинцам не имеют никакого отношения, так почему же и они выехали из Средней Азии?

- Как я уже говорил основная масса хемшилов, проживала в Ошской и Джалалабадской обл. Киргизии, которые граничат с Ферганской обл. Узбекистана. Когда там начались погромы, турки-месхетинцы бежали именно в Киргизию к своим родственникам. Узбекские националисты объявили, что Ошская область Киргизии неотъемлемая часть Узбекистана, и они выгонят всех пришлых турок и киргизов. Обстановка в Ошской обл. накалилась и многие турки-месхетинцы и хемшилы стали выезжать в Россию.

- Я знаю, что ваша семья выехала до этих событий?

- Уже в начале 80-х гг. в Киргизии и Узбекистане складывалась атмосфера недоброжелательности и напряжённости между местными народами и пришлыми. Поэтому многие хемшилы стали выезжать на Кубань. В 1982 г. выехала первая семья, а в августе 1983 г. и моя семья, которая была двенадцатой.

- Как к вашему приезду отнеслись местные власти?

- Когда я приехал в Апшеронский район, секретарём райкома был Николай Иванович Харченко. Он обратил внимание, что после приезда хемшилов, увеличилось поголовье овец. У нас была встреча, на которой он сказал, что хочет развивать в районе овцеводство. Тогда я предложил ему пригласить из Средней Азии молодое рабочее население, компетентное в этой отрасли. Харченко посоветовался с крайисполкомом и получил согласие на вызов сельхозработников. Вместе с заместителем директора совхоза В.Рудиковым, по командировке мы в 1984г. поехали в Среднюю Азию и провели собрания среди хемшилов, которых приглашали на работу в Апшеронский район. Так многие продавали свои дома и переезжали в Краснодарский край, а местные власти предоставили кредиты под строительство домов и конечно прописывали всех. Но после Ферганских событий, в 1989г., когда турки-месхетинцы хлынули в Краснодарский край, начались проблемы с пропиской, особо осложнившиеся после развала СССР.

- Как вы можете оценить ваши отношения с местной администрацией и казачеством?

- Спасибо казакам, если бы они не подняли вопрос о нас, то не было бы и такого резонанса - о нас не вспомнили бы в ООН, ОБСЕ и Правительстве России. Казачество помогает нам и в вопросе возвращения в Грузию. Если Грузия примет нас мы вернёмся домой, но если нет, нам - хемшилам идти больше некуда. Хочу поблагодарить молодых руководителей местной и краевой администрации за участие в судьбе нашего народа. Мы надеемся, что в крае поймут нас и помогут, ведь мы тоже люди и хотим как все, работать, учиться, просто жить. Если будет невозможно вернуться на родину, в Аджарию, то пусть краевое и федеральное правительства помогут нам получить от Грузии компенсацию за наши дома и земли. А после этого, если Кубань будет против проживания нашего маленького народа на его земле, мы обратимся к мировому сообществу, чтобы нас приняла из гуманных побуждений какая-нибудь страна.

- А хотели бы вы уехать в Турцию?

- Когда-то у нас были такие мысли, но там напряженная ситуация, терракты и грабёжи, хемшилам, живущим в Турции не легко. Когда произошли события в Фергане, то Греция и Германия забрали своих соотечественников к себе, а Турция своих нет. Значит, если турки-месхетинцы в Турции не нужны, то мы, хемшилы, тем более.

- Какие отношения сложились у вас с армянской общиной района?

- Мы поддерживаем с армянской общиной и её руководством дружеские отношения. Нас многое сближает, хотя, живя в средней Азии, мы этого и не знали. Сегодня мы - мусульмане, хотя и говорим по-армянски, пятьсот лет назад наши прадеды приняли ислам. Мы же, если нас примет армянское сообщество здесь и во всём мире с нашим исламом, будем рады от души, но перейти в христианство мы не готовы. В любом случае, мы рады усилению связей между нами и амшенскими армянами.

- Хемшилы, живущие в крае, как мне известно, делятся на две группы в говорах которых есть различия. Это - Ардлеци и Турцеванци. Почему произошло это деление?

На этот вопрос ответил старейшина хемшилов района, Татар-оглы Казим 1914 года рождения.

- Раньше, когда наши предки жили в Турции, там были турки, грузины, греки, армяне, но не было хемшилов. Когда же одна группа армян приняла ислам (это турцеванци), то другая сделала это позже (это ардлеци) и поэтому у них больше армянской речи сохранилось, чем у турцеванци.
User avatar
avetik
 
Posts: 556
Joined: 20 Jan 2007, 09:12

Return to History · История · Badmutin · Պատմություն · Tarih

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 7 guests

cron

Rambler's Top100