(Большое спасибо Тиграну Тавадьяну за предоставленную статью).
Акад. Л. Хачикян
Страницы Истории Амшенских Армян
В Абхазии и Краснодарском крае вот уже более 100 лет живут в одно- и многонациональных селениях десятки тысяч армян, большинство которых являются потомками переселенцев из Амшена. На территории Советского Союза – это крупнейший очаг армянской диаспоры.
Цель этого небольшого очерка – осветить важнейшие вехи истории амшенских армян на основе уже известных науке и новых исторических, географических и этнографических материалов.
Некоторые исследователи считают, что юго-восточное побережье Черного моря является одним из важнейших районов этногенеза армянского народа. С большой долей вероятности можно утверждать, что особенно интенсивный характер этот процесс принял во II-I в. до н.э., когда в орбиту хозяйственной и политической жизни новообразованного Понтийского царства были включены северо-западные районы исторических областей Малой и Великой Армении. Эта точка зрения, несомненно, правдоподобна, однако науке до сегодняшнего дня неизвестны факты, подтверждающие присутствие в то время армянских этнических элементов в Понте. Больше данных сохранилось о районах Хагтика и Тайка, входивших в провинцию Великой Армении и уже с раннего средневековья являвшихся армянонаселенными и управлявшихся армянскими князьями.
Первым известием об армянском княжестве Амшена является сообщение историка Гевонда, который был очевидцем тех событий. Согласно этому источнику VIII века, правовое и хозяйственное положение армян, пребывавших под игом арабских завоевателей, особенно ухудшилось в 788-790 гг., в годы правления востикана (наместника) Обайдуллаха ибн ал-Махди и его «жесточайшего и злейшего среди всех» преемника Сулеймана (2).
Сулейман перенес резиденцию арабских востиканов в Армении из г. Двина в Партав (Берда), оставив первый под управлением своего зятя, происходившего из греков, который, получив право взимания дани в различных областях Армении, буквально «растерзал непосильным трудом жителей страны». Через год из-за грабительских налогов и разных поборов создалась ситуация, про которую историк писал: «После этого ни у одного хозяина ничего не осталось». Многие, не имея больше сил для сопротивления, оставляли свои дома и отправлялись в другие земли.
В результате массового бегства из Армении в северо-восточном районе приграничной византийской фемы Халдея образовалось Амшенское княжество, ставшее неотъемлемой частью политической и культурной истории армянского народа. Об этом исходе современник тех событий историк Гевонд свидетельствовал: «и многие, не выдержав тяжести бедствий, бросали свои стада и поля, а враги захватывали эти стада и угоняли в свои вотчины. Затем более 12 тысяч беженцев, мужчин, женщин и детей, нагими, нищими и голодными, не имея средств для пропитания, пустились в дальнюю дорогу, в сторону греческой страны, под предводительством Шапуха из рода Аматуни и его сына Амама, других армянских нахараров и их последователей. А нечестивые и жестокие враги со своим войском пустились вслед за беглецами и настигли их в гаваре Ког на границе с Грузией, где произошла битва. Некоторые из беженцев испугавшись вернулись, иные же были убиты арабами, а оставшиеся перешли реку Акамсис (Чорох), которая течет со стороны Тайка, через Егер и впадает в Понтос (Черное море). И когда преодолели реку, греческий император Константин, получив весть об их местонахождении, разрешил обосноваться нахарарам, их вассалам и подданным в прекрасной этой стране» (3).
В связи с переселением князей Шапуха и Амама Аматуни упоминаются также известные исторические лица, такие, как Католикос Есайи, арабский Обайдуллах, его преемник Сулейман (788-790 гг.) и византийский император Константин VI (780-797 гг.). Из этого можно заключить, что вышеописанное переселение и последующее образование армянского княжества в Амшене происходило после смерти Католикоса Есайи (умер в 788 г.), в годы правления востиканов Обайдуллаха и Сулеймана, то есть в 789-790 гг.
Возглавили переселение нахарары Шапух и Амам Аматуни со своими сподвижниками. Название княжества Амшен напрямую связывают с именем Амама Аматуни. Согласно разновременным и разрозненным преданиям (записаны спустя 1-2 столетия после произошедших событий), нахарар сначала обосновался в городе Тамр, который находился под правлением грузинского князя Вашдеана. Последний, заигрывая и с армянами, и с византийцами, на самом деле сотрудничал с арабами, получая от них военную поддержу. Князь Амам, приходившийся Вашдеану двоюродным братом по матери, обвинил его в вероломстве и предательстве, однако наказывать его не стал. Затем, по преданию, Вашдеан «взял арабские войска, перешел реку Чорох, достиг города Амама - Тамбура, предал его огню и мечу, разрушив до основания» (4).
После князь Амам на месте разрушенного Тамбура построил новый город, который в честь своего возобновителя был назван Амамшеном, что впоследствии превратилось в Амшен или Хемшин.
Несмотря на несколько эпический облик предания, рассказанного Степаном Мамиконяном, или под его именем дошедших сведений, оно, несомненно, является отголоском действительно происходивших событий. Особенно примечателен сообщаемый факт родства грузинского князя Вашдеана и армянского Амама. Это свидетельствует о том, что Шапух и Амам Аматуни привел свой народ не в неведомые районы Лазистана, а в знакомые места, имея свойские связи с их владетелями.
Руководители армянского переселения в Амшен принадлежали к известному и сыгравшему большую роль в истории армянского народа нахарарскому дому Аматуни. Сопоставляя данные различных историографических источников, можно сделать вывод, что в интересующую нас эпоху вотчина рода Аматуни находилась в области Айрарат, включая районы (гавары) Арагацотн и Котайк, с центром в известном селении Ошакан.
Очевидно и подавляющее большинство населения, переселившегося в Амшен во главе с Шапухом и Амамом Аматуни, были их подданными крестьянами и дружинниками из Айрарата.
Естественно, что в последующие века в недоступных ущельях Амшенского нагорья нашли приют новые группы беженцев из других районов Армении, особенно из близлежащих гаваров Высокой Армении (5).
Амшен был краем, оторванным от внешнего мира, покрытый сумраком недоступных гор, с глубокими ущельями и дремучими лесами. Историк Гетум, который в конце XIII века лично побывал там, сообщал, что «места эти столь пасмурны и мрачны, как и темны, что невозможно поодаль заметить что-либо и заранее узнать об опасности, в этой стране невозможно видеть тропы, по которой идешь» (6). В XV веке Гетума дополняют испанский дипломат Рюи Гонзалес де Клавихо, посетивший эти места (7).
Сообщения о географии и климатических условиях Амшена, средствах сообщения и других вопросах оставили многие иностранные и армянские путешественники и землеведы XIX в., например К.Кох, С.Айкуни, П.Тумаянц и другие. Так П.Тумаянц писал: «Народ (Амшена) – это самый настоящий мученик природы своей горной страны, так как экипаж нигде не проедет, к тому же дорог, по которым могут пройти лошади или мулы, почти нет, крестьяне вынуждены носить все грузы и поклажи, будь то в город, поле или домой, взвалив ее на спину, по крутым и опасным тропам…» (8).
О территории и границах Амшена не сохранилось никаких свидетельств со средних веков (если не считать некоторых рукописных упоминаний о соседнем северном районе Спер от XV в.), поэтому и приходится обращаться к помощи описаний XIX в.