Серо Ханзадян ВОЗМУТИТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ

Where do we live today? What are we doing?
Где мы живём? Чем занимаемся?
Asor voydex gabrink? Inch genink?
Որտե՞ղ ենք ապրում։ Ինչո՞վ ենք զբաղվում։

Серо Ханзадян ВОЗМУТИТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ

Postby avetik » 21 Feb 2007, 21:45

Серо Ханзадян

ВОЗМУТИТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ

Июль 1966 года. Нахожусь в Анкаване, приехал отдохнуть на несколько дней. 31 июля неожиданно ко мне в Анкаван приехал проживающий в городе Сочи амшенский армянин Барунак Торлакян и сказал, что из Киргизии в Ереван приехали шесть амшенских армян и хотят меня видеть.

Я сразу нашел машину и с Торлакяном приехал в Ереван. Скажу, что с Торлакяном давно знаком. Родился в 1899-м, в армянском селе Кюшана, находящемся возле города Трабзон. С 16 лет был фидаином и храбро сражался в горах против турок. С весны 1918 года проживает в Сочи. Является собирателем устного народного творчества, занимается этнографией, неустанный и честный человек. Среднего роста, не держит ни усов, ни бороду. В дальнейшем я помог ему, и в Ереване издали его ценную книгу "Этнография амшенских армян".



Доехали до Еревана. Торлакян привел в наш дом группу исламизированных амшенских армян. Шесть человек. Старшему из них было, наверно, почти 50 лет. Остальные были молодыми, с истинно армянскими чертами лица и типично армянскими головой и телосложением. Надо представить, сколько волнения передали мне эти люди. Мусульмане, но не потеряли свой коренной армянский амшенский диалект, психологию, знают и современный армянский. То есть мусульмане только религией. Я имел неосторожность и спросил.

- То есть вы турки?

- Нет! - ответили они - мы магометанские армяне и ненавидим турков-таджиков. Мы армяне со всех сторон.

Я уже по какому-то поводу, по-моему в книге "Амшенский голос", говорил об этом. Часть амшенских армян более 300 лет назад насильно приняли магометанство по приказу турецкого султана. Это было в основном в долине реки Чорох, в горах Пархар и округах старого Амшена (Амамашен). Мои гости сказали, что сейчас в Турции проживают около двух с половиной миллиона армян, принявших мусульманство. Одна часть этих армян проживала в округе Батума, на землях своих предков. В 1921 году, когда "чертили и определяли" границы между СССР и Турцией, основной Амшен, Ардаган, Ардвин и Олти отдали Турции, а маленькая его часть, в составе Аджарии, перешла к Грузии. И вот, оставшиеся там жители армянских сел, амшеноармяне, и были пришедшие ко мне в гости. 25 ноября 1944 года, когда уже была близка наша победа над фашистской Германией, по приказу Москвы и заговору Тбилиси войска ЧК ворвались в армянские села, собрав всех жителей, загрузили в товарные вагоны и выселили в Сибирь.

Среди них были армянские села Гонио, Чарнали, Кориат, Кызыл Топрах и Авция. Подверглись высылке все жители, около 5000 человек.

Мои гости рассказывали мне подробности, как чекисты всех арестовали и в товарных вагонах переправили в сторону Киргизии. Многие не вытерпели холода и погибли на дорогах, а оставшихся доставили в район Кызы-Кия Ошской области Киргизии.

К ним там относились как к врагам, местные мусульмане-киргизы не верили, что они мусульмане, а русские, украинцы и другие христиане не хотели верить, что они армяне и бедные переселенцы, попав под этот огонь, еле выжили. Однако скоро отношение к ним в колхозах и совхозах начало меняться, так как они хорошо вели хозяйство и содержали овец, постепенно приобрели уважение.

Мои гости начали с волнением говорить, как они и все остальные хотят переехать и жить в Армении. Вот их имена: Гара Ибрагим оглы Магмед, Кёс оглы Кязим, Татар оглы Адел, Ферз оглы Бинали, Давид оглы Мустафа, Мараш оглы Кярим.

В 1944 году из района Батум выселили и лазов, и аджарцев, которые тогда в паспортах национальность указывали "аджарец", а не "грузин", то есть пока не забыли свою нацию.

Начиная с 1956 года, выселенные из Аджарии неоднократно обращались в Москву с просьбой и требованием вернуться на родину. Лазам и аджарцам разрешили вернуться в Аджарию, но просьбы армян не выполнялись. Состояние армян с каждым днем становилось тяжелее. Выселенные из батумских сел армяне в 1964 году пишут письмо Анастасу Микояну, который в это время был Председателем Верховного Совета СССР, и просят, чтобы им предоставили возможность вернуться в родные места. Микоян дает распоряжение ответственным людям проверить, действительно ли они амшенские армяне. Как будто сам он не был уверенным в этом. Эта комиссия приезжает в Киргизию к батумским армянам и начинает расспрашивать:

- Чем докажете, что вы армяне?

На такие и подобные вопросы бедные магометанские армяне не могут достаточно убедительно ответить.

Анастас Микоян в справедливой просьбе этим армянам отказывает. Об этом Армения не знала ничего.

Москва не спрашивала Армению. Амшенцы отправляют еще одно письмо Микояну на армянском языке, пробуя этим доказать, что они армяне, но им снова отказывают. В третий раз пишут более подробно, приводя факты, как турки их предков насильно превратили в мусульман, но опять получают отказ.

Амшенские армяне-мусульмане Киргизии, которых уже около 8 тысяч, отправляют делегацию в Москву, чтобы в суде решать свой вопрос. Делегацию принимает официальный представитель Армении Сурен Мелкумян. Он внимательно слушает их просьбу и, дав надежду, отправляет обратно в Киргизию:

- Вы отправляйтесь, а мы обязательно решим ваш вопрос.

Дают надежду людям, но и не думают заниматься вопросом.

Амшено-армяне Киргизии опять хотят отправить делегацию в Москву, но местные власти любыми способами начинают мешать им, чтоб не добрались до столицы. В это время сильно заболел их руководитель Карабуджах оглы Артун (Арутюн) Буджах.

- Артун Буджах это я, - говорит мой гость в возрасте, - я выздоровел и опять хочу поднять этот вопрос.

Выздоровев Артун Буджах, со своими пятью товарищами, месяц назад приехал в Грузию, чтоб побывать в своих родных селах, но им запретили даже войти в села.

- Нам сказали, что в наших селах давно живут грузины, и мы не сможем больше туда пойти. Вместо этого они предлагали жить в других районах Грузии.

После долгих споров они решили приехать в Армению и вот, сидя у меня дома, говорят, что Армения родина всех армян, и они хотят жить в Армении.

Не теряя времени, я пошел в ЦК компартии Армении и говорил об этом со вторым секретарем ЦК. Тот посоветовался с председателем Совета министров. Посоветовавшись, нас отправили в комитет по переселению. По дороге Артун Буджах спросил меня.

- А здесь нас не будут преследовать, мы же мусульмане.

Я ему объяснил, что никаких преследований не может быть, что в Армении живут народы разных религий, и в том числе множество мусульман, против которых никакого преследования нет, и ни власти, ни народ не видят в этом что-то плохое.

- Мы тоже особо нерелигиозные, - говорил он, - но среди нас есть старейшины верующие и даже муллы армянские.

- Пусть остаются в своей вере, никто не будет их упрекать в этом, и наша конституция обеспечивает свободу веры.

Артун Буджах спросил меня, можно ли встретиться с Католикосом. Я ответил, что Католикос сейчас не в Эчмиадзине, когда вернется, я устрою встречу.

В комитете сказали, что готовы хоть сегодня разместить их там, где хотят. Амшенцы отвечали им, что они занимаются овцеводством и хотели бы переселиться в такой район, где можно было бы держать скот.

- Мы не занимаемся земледелием, - добавили они, - наше дело держать овец.

- С удовольствием, - говорили им в комитете, - мы имеем такие колхозы и совхозы.

Решили переселение осуществлять за государственный счет. Каждому человеку будет дана определенная сумма, и, кроме этого, 8 лет они будут освобождены от всяких налогов. Бесплатно будут выделяться земельные участки и стройматериалы для постройки домов. Будут выплачиваться пособия, старше 18 лет – 50 рублей, а младшим – по 15 рублей в месяц.

Артун Буджах и его друзья были очень рады. Наконец-то исполнится мечта их соотечественников. 5 сентября они выехали из Еревана. Артун Буджах сказал мне, что уходит за народом и скоро переедут с семьями. Он оставил нам свой адрес: Киргизия, Кызыл Кия, ул. Спортивная, дом 94, и мы с надеждой стали ждать возвращения восьми тысяч армян на родину.

Прошли месяцы, но никаких новостей от наших мусульманских армян нет. Позвал моего друга Сергея Варданяна. Вдвоем отправили телеграмму в Киргизию, ждали, но ответа не получили, написали письмо, но опять без ответа. Наверно, киргизские власти мешают им, предполагал Сергей, и мы решили подождать еще.

И в 1983 году Артун Буджах с одним молодым парнем пришел ко мне домой, я спросил:

- Почему столько молчали?

- Наши очень обрадовались, что можем приехать в Армению, но власти Киргизии были против. Не хотят потерять нас, своих слуг, против были и наши муллы. Мы убедили наших мулл, но власть убедить не смогли. Теперь мы вот пока вдвоем прибыли и постепенно подтянем всех, без разрешения властей и без их средств будем переезжать.

Долго думали, где их поселить, и я решил предложить район Мегри. Там были горы для овец, и населения тоже стало мало, вот амшенцы и заполнили бы эти места. Согласились.

Я по телефону связался с руководством Мегри и сообщил им мою мысль. Они с радостью согласились, и я отправил Артун Буджаха и его друга в Мегри.

Вернулись через три дня.

- Нас хорошо приняли, - говорят мне, - прекрасная страна, но мы не хотим там жить.

- Почему? - удивился я, - земля плохая, народ . . .

- С трех сторон Мегри турки живут, мы хотим жить в Армении, среди армян, жить армянской жизнью.

И я никак не смог убедить их, чтобы жили в Мегри. На следующий день я их отвез в Араратскую долину, в район Баграмяна. День был воскресным, и я из начальства нашел только одного милицейского капитана.

Он проводил нас в село Каракерт. Вошли в эту вновь построенную деревню, где жило пока мало народа.

Мы стали осматривать село, Артун Буджах взял кусок земли и попробовал ее вкус. Я был ошеломленным, какие они опытные сельчане. Наконец оба заговорили.

- Хорошее место и земля, мы согласны жить здесь.

Вернулись в Ереван.

Договорились, что о переселении не надо говорить ни властям Киргизии, ни Москве, и они уехали за семьями.

Я написал в наш Совет министров, чтобы правительство не мешало амшенским армянам вернуться в Армению, напоминая, что несколько лет назад такое согласие со стороны правительства и комитета было получено.

Жду первые группы амшенских армян, проходят недели, месяцы, но никаких сведений из Киргизии. Опять отправляю телеграммы, письма, но никакого ответа. И в один день ко мне домой приходит преданный этому делу Барунак Торлакян, ужасно грустный.

- Новости имею, - говорит он, - власти Киргизии всячески препятствуют переселению амшенцев в Армению. Киргизия по этому вопросу обратилась в Москву, к правительству Армении, чтоб это переселение запретили.

Я связался с руководством нашего Совета министров. Оттуда мне сказали, что ЦК компартии Армении запретил переселение в Армению армян.

Таким образом, провалился план возвращения домой, в Армению, восьми тысяч армян.

Не лишним нахожу напомнить также, что тот же государственный вред Армении нанесли в начале советской власти. В 1921 году в Батуми были 7 тысяч христианских армян. В начале 1922 года они просили их принять в Армению, но правительство Армянской ССР отказало в их просьбе. Также 30 марта 1922 года первый секретарь ЦК компартии Армении Ашот Оганесян написал официальную бумагу, чем запретили переселение в Закавказье армян, бежавших из Ирана, а бежавших из Ирана турков-азербайджанцев приняли великодушно и поселили в Нахичеване. 19 мая того же года правительство Армянской ССР приняло решение – отказать в просьбе о переселении армян из Тавриза в Армению. То же правительство 29-го мая решает бежавших из Армении в Тбилиси турок принять и обратно расселить в Армении.

Бедные амшенские армяне, что с ними стало, я так и не узнал. Наверно, разошлись, потерялись...
User avatar
avetik
 
Posts: 556
Joined: 20 Jan 2007, 09:12

Postby Trucker » 07 Dec 2007, 04:52

Privet Armyanam... Pochti vse Deportirovannie Hamshenskie Armyane perexali V kazaxstan. Ochen mnogo Hamshenskix armyan seychas jivut okolo Almati i Astana.....Ya ne Hamshenskiy armyanin. Moya podryjka po natsionalnosti Kazashka sprosila mne ti xrestyanin ili muslim. Nu v otvet ya ee skazal chto knijki nado chitat , tipa ti gde muslim armyan videla. A ona vzela i poznakomila mne s Yusufom Karabajakogly .....eto bil v 2001 goda. Ya s Yusufom po telefonu govoril. Yego ni videl potomu chto v tot moment ya uje jil v Los Angelese.
Ya po profesii trucker i v USA pochti vezde bil. Na moem trucke napisal russkimi , angliyskim i armyanskimi bukvami Armenia. I pochti kajdiy den vstrechayu armyan na dorogax USA)))). V USA ochen mnogo hamshenskix armyan jivut v Aurora , CO....Sochinskie i Suxumskie... Vstretil odnogo v Boulder, CO. Skazal chto rodom iz Rize....V New Yorke ix mojno vstretit, no oni pedpochitayut bit turkami ejeli armyanmi...

-- from Avetik here's my translation for those who don't understand Russian --

Hello to Armenians... Almost all deported Hamsheni Armenians moved to kazaxstan. Very many Hamsheni armenians nowdays live near Almati and Astana.....I am not Hamsheni armenian. My girlfriend ethnically is a Kazakh asked me you christian or muslim. So in reply I told her to read books , like where have you seen muslim armenians. Yet she saw and introduced me to Yusuf Karabajakoglu ..... this was back in 2001. I spoke to Yusuf over the phone. I did not see him because at that time I already lived in Los Angeles.

I am a trucker by trade and has been almost everywhere in the USA. I wrote on my truck with russian, english and armenian letters Armenia. I almost every day meet armenians on the roads of USA)))). In USA there are very many hamsheni armenians living in Aurora, CO.... of Sochi and Suxumi... Met one in Boulder, CO. Told me he was born in Rize.... In New York one can meet them too, but they prefer to be turks rather armenians...
Trucker
 
Posts: 5
Joined: 07 Dec 2007, 04:36

Postby artem » 07 Dec 2007, 11:18

Trucker wrote:Ochen mnogo Hamshenskix armyan seychas jivut okolo Almati i Astana... V USA ochen mnogo hamshenskix armyan jivut v Aurora , CO....Sochinskie i Suxumskie... Vstretil odnogo v Boulder, CO. Skazal chto rodom iz Rize....V New Yorke ix mojno vstretit, no oni pedpochitayut bit turkami ejeli armyanmi...

Армянским языком многие из них владеют?
User avatar
artem
 
Posts: 183
Joined: 14 May 2007, 09:50
Location: Russia, Moscow

Postby avetik » 07 Dec 2007, 15:26

Trucker, very interesting post (and your first one) thank you very much and welcome to the forum. Let me ask you a question. It sounds like Muslim Hamshentsi who are in Kazakhstan have no problem with their Armenian roots and identity, but as you write, in New York they would rather be known as Turks. Did I understand this right from your story?..

Also an interesting guy from Rize in Boulder, CO. I assume he was a Muslim too, since from your story it didn't sound that he was a very old man. Since there are indeed so many Hamshentsi Armenians in Denver, CO area I wonder, how does this person fit in their community?.. Did you talk to him about this?..

astegh badmutine hin
xarnevadza nerin hed,
kidista miy baberun azbarininq himi menq,
azbarininq menq... (c) Hamsheni Azbar
User avatar
avetik
 
Posts: 556
Joined: 20 Jan 2007, 09:12

Postby Trucker » 08 Dec 2007, 19:17

avetik wrote:Trucker, very interesting post (and your first one) thank you very much and welcome to the forum. Let me ask you a question. It sounds like Muslim Hamshentsi who are in Kazakhstan have no problem with their Armenian roots and identity, but as you write, in New York they would rather be known as Turks. Did I understand this right from your story?..

Also an interesting guy from Rize in Boulder, CO. I assume he was a Muslim too, since from your story it didn't sound that he was a very old man. Since there are indeed so many Hamshentsi Armenians in Denver, CO area I wonder, how does this person fit in their community?.. Did you talk to him about this?..

Hi guys. Answer to first question.
In Kazakhstan muslim armenians wideliy known as armenians and they say We Are Armenians. In New York they live in tukish coomunity. They say We Are Some Kind of different Turks...I realy dont know why..
Answer to second question. Once i was in small Afgani restorant located in Boulder, CO. Restorant owner was an alumny of MGU(Moscow). He sad that he has a turk cook working in kitchen. After dinner i met him.He sad that he is from Rize area. His grandpa had moved yan from last name and accepted islam long time a go. He doesnt speak armenian. He showed me some kind of turkish document ( im not sure what is was a DL or passport). I see world islam on it and his name. Name was turkish. On my question what is your nationality he didnt answer. He was about 45. It was in 2002 . he sad that he lives in USA since 2000. I asked are there a lot of turks living in this are? Do you know that about 30 miles a way from here large hamshenian community is? Do you keep touch with hamshenians? He sad i know about Abkhazian armenians living in Aurora area. I dont have relationship with them, they are different . I just have two three turk familiy-frends here and thats it.
Trucker
 
Posts: 5
Joined: 07 Dec 2007, 04:36

Postby Trucker » 08 Dec 2007, 19:27

artem wrote:
Trucker wrote:Ochen mnogo Hamshenskix armyan seychas jivut okolo Almati i Astana... V USA ochen mnogo hamshenskix armyan jivut v Aurora , CO....Sochinskie i Suxumskie... Vstretil odnogo v Boulder, CO. Skazal chto rodom iz Rize....V New Yorke ix mojno vstretit, no oni pedpochitayut bit turkami ejeli armyanmi...

Армянским языком многие из них владеют?


Pro tex kto jivut v kazakhstane ne znayu. Ya sodnim po telefonu razgovarival na russkom.
Te kotorie jivut v Aurora, Co i v Denver area ochen xorosho govoryat na armyanskom ixnem dialekte. Mne kak yerevantsu ochen trudno ponyat rech no mne vse ravno . Oni znayut chto oni chistie armyane i ya viju toje chto oni nastoyashchie armyane)))))
Trucker
 
Posts: 5
Joined: 07 Dec 2007, 04:36

Postby avetik » 09 Dec 2007, 08:15

Жалко, что они не участвуют в форуме (я имею в виду амшенцев из Колорадо). Про них я разное слышал: некоторые утверждают что амшенцы Денвера не сближаются с армянской общиной города, а особнячком держатся. Даже больше симпатии имеют к русской общине, чем к армянской. По вашим наблюдениям это так?..

astegh badmutine hin
xarnevadza nerin hed,
kidista miy baberun azbarininq himi menq,
azbarininq menq... (c) Hamsheni Azbar
User avatar
avetik
 
Posts: 556
Joined: 20 Jan 2007, 09:12

Postby Trucker » 09 Dec 2007, 15:46

avetik wrote:Жалко, что они не участвуют в форуме (я имею в виду амшенцев из Колорадо). Про них я разное слышал: некоторые утверждают что амшенцы Денвера не сближаются с армянской общиной города, а особнячком держатся. Даже больше симпатии имеют к русской общине, чем к армянской. По вашим наблюдениям это так?..

Znaete armyanskaya obshchina Denvera ochen malenkaya po sravneniyu s russko-evreyskoy. V Denvere znaete kak lyudi iz bivshix respublic CCCP derjatsya, obshchayutsya vmeste . Svyazivaet ix russkiy yazik. I vse oni lyudi iz odnoy strani..
Trucker
 
Posts: 5
Joined: 07 Dec 2007, 04:36

Postby avetik » 09 Dec 2007, 17:53

Trucker wrote:V Denvere znaete kak lyudi iz bivshix respublic CCCP derjatsya, obshchayutsya vmeste . Svyazivaet ix russkiy yazik. I vse oni lyudi iz odnoy strani..


С этим я согласен, но если скажем в Атланте, где я живу, русскоязычная диаспора тоже большая (говорят тысяч 40), то сказать что нас всех объединяет русский язык и что мы живём и держимся вместе я не могу. Просто сосуществуем. Видимо, в этом смысле, Денвер другой город. Может горный климат влияет? :D

astegh badmutine hin
xarnevadza nerin hed,
kidista miy baberun azbarininq himi menq,
azbarininq menq... (c) Hamsheni Azbar
User avatar
avetik
 
Posts: 556
Joined: 20 Jan 2007, 09:12

Postby Trucker » 13 Dec 2007, 21:22

avetik wrote:
Trucker wrote:V Denvere znaete kak lyudi iz bivshix respublic CCCP derjatsya, obshchayutsya vmeste . Svyazivaet ix russkiy yazik. I vse oni lyudi iz odnoy strani..


С этим я согласен, но если скажем в Атланте, где я живу, русскоязычная диаспора тоже большая (говорят тысяч 40), то сказать что нас всех объединяет русский язык и что мы живём и держимся вместе я не могу. Просто сосуществуем. Видимо, в этом смысле, Денвер другой город. Может горный климат влияет? :D


:D Ya sam jivu seychas V North Hollywood, CA. Rabotayu ezju v osnovnom iz LA do Orlando, Jacksonville , FL. Inogda bivayu v Atlante, inogda v Columbus, GA. Ni razu ne vstretil ruskogovoryashchego v GA. V FL vstretil ochen mnogix. Vosnovnom v Orlando, Miami areas. Pro West Palm Beach, FL ne xochu daje govorit, tam mestniy yazik russkiy.
Denvere ya jil primerno pol goda. Tam ruskoyazchnie (ruskie, ukraintsi, buxarskie evrei, evrei...) pochti vse drug druga znayut. Govoryat tam primerno 100.000 sovetskix jivut. Ochen chasto russkie znamenitie pevtsi, artisti gastroli dayut. Po vsyudu uvidesh ruskie, russko-evreyskie, magazini, restorani, diskoteki....
Trucker
 
Posts: 5
Joined: 07 Dec 2007, 04:36


Return to Hamshenians Today · Амшенцы Сегодня · Hamshetsis Asor · Համշենցիներն Այսօր · Hemşinin Bugunu

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 3 guests


Rambler's Top100